сериалы

Очень странные вампирские дела: каким будет второй сезон «Пищеблока»

Нам удалось посмотреть первую серию, но пока мы не в восторге
«Кинопоиск»
«Кинопоиск»

8 июля на «Кинопоиске» выйдет второй сезон фантастического сериала «Пищеблок». Проект, который ранее снимали по роману Алексея Иванова, получил вольное продолжение от сценариста Сергея Калужанова и вместе с тем стал более мрачным, пугающим и взрослым. Насколько это хорошо для истории, каким получился первый эпизод и стоит ли вообще смотреть сериал? Разбираемся.

Что было в первом сезоне. Кратко освежим в памяти

1980 год, лето, пионерлагерь «Буревестник». Пока страна готовится принять Олимпийские игры, пятиклассник Валерка Лагунов (Петр Натаров) приплывает на старом теплоходе «Вергилий» на смену. За год до этого в лагерь уже приезжал его старший брат Игорь. Однако через несколько месяцев после каникул он погиб в результате несчастного случая.

Смышленый и задумчивый Валера быстро влюбляется в девочку Анастасийку (Мария Абрамова), а его хиппи-вожатый Игорь (Даниил Вершинин) тем временем ухлестывает за ровесницей Вероникой (Ангелина Стречина). Несмотря на такой заход, лагерная тин-драма быстро превращается в фантастический хоррор: Валера замечает, что его сосед по комнате ночью пьет кровь другого мальчика.

Днем вампиры ведут себя прилежно и соблюдают все правила «Буревестника», а ночью подчиняют себе других пионеров. Валера рассказывает об увиденном товарищам, но ему верит только Игорь. Объединившись, ребята приступают к разгадке тайны и поиску главного вампира (убив его, они должны остановить происходящие ужасы). А вот здесь спрятан очень жирный спойлер.

Чем зацепил «Пищеблок»

«Пищеблок», который вышел на пять лет позже первого сезона «Очень странных дел», сравнивали и сравнивают с нетфликсовским хитом примерно с момента релиза. И хоть в сюжетах проектов сложно найти пересечения, с точки зрения визуального и аудиооформления они действительно кажутся дальними родственниками. Сходства прослеживаются в шрифтах постеров сериалов, синтвейв-саундтреках и собственно самой эпохе, в которой происходит действие.

Несмотря на схожесть еще и в атмосфере (а также декорациях), «Пищеблок» — это вполне самостоятельное произведение, взявшее успешно работающие инструменты у заокеанских коллег для своей киноадаптации. Правда, самостоятельность не делает книгу Иванова уникальной — это вполне сносный хоррор-роман, вероятно, вдохновленный творчеством «Короля ужасов» Стивена Кинга.

Литературный первоисточник стал удачным фундаментом для стримингового проекта. Авторы решили не сосредотачиваться на хоррор-тематике и сделали сериал мультижанровым: здесь нашлось место элементам подростковой драмы, мистической фантастики, триллера и порой не всегда уместного сексплотэйшна. Ну а главную задачу — разумеется, ностальгическую — он выполняет как минимум на «четыре с плюсом».

Жанровый микс, уместные анахронизмы (от Боуи до Высоцкого в самые неожиданные моменты) и перманентный саспенс особенно хорошо работают в контексте 80-х. И у этого есть одно простое объяснение. Десятилетие стало виральным для зумеров и людей, которые даже в пионерлагерях ни разу не были. Поворотный в музыкальной и фэшн-индустриях период — это заведомо выигрышный фон практически для любого сюжета. Ну а сюжет первого сезона если и не поразил, то уж точно заинтересовал многих.

От Джексона до The Weeknd: как 80-е повлияли (и продолжают влиять) на музыку
От Джексона до The Weeknd: как 80-е повлияли (и продолжают влиять) на музыку

Как обстоят дела со вторым сезоном

В отличие от тех же «Странных дел», главный герой «Пищеблока» не стремился решать проблемы коллективно — зачастую он действовал хаотично и в одиночку. Кроме того, проект отличался от американского коллеги своим суровым реализмом: шоураннеры не стали заниматься преждевременным фансервисом и сразу решили оставить сюжет в первозданном виде (даже с учетом совсем непозитивной концовки у Иванова). Когда «Пищеблок» подошел к логическому завершению, казалось, что на этом можно остановиться. Но авторы не остановились.

Вместо этого они взялись за второй сезон, но теперь под ногами не было твердой почвы — ну или чтива, если угодно. Первая серия продолжения рассказывает о Валере, который спустя три года после смены хочет ужиться в новой реальности. Теперь он социально опасный вампир, пытающийся справиться с жуткими желаниями (в этом ему помогают Анастасийка и Игорь). Вместе с тем мы узнаем про то, что некогда любовь Игоря вернулась к бывшему парню-зануде (он уже не просто вожатый, а успешный функционер).

Если абстрагироваться от внешнего благополучия, то у ребят все не так уж и весело. Но самое главное, что аналогичное состояние переносится и на сам проект. Некогда яркий и многогранный сериал в первый час сезона отказывается от всех деталей, за которые мы его полюбили: больше никаких лагерных игр и той самой атмосферы — получайте серьезный и мрачный сверхъестественный мир с весьма странными спецэффектами.

От шоу 2021 года у нас остаются только повзрослевшие актеры и их такие же наивные (и местами наигранные) диалоги. Хочется верить, что «Пищеблок» потихоньку наберет обороты и в итоге приятно удивит. Но пока крен в сторону мистики и безальтернативной мрачности кажутся не лучшим решением. Впрочем, и в этом авторы как будто опять ссылаются на «Очень странные дела», четвертый сезон которых окончательно превратил шоу в хоррор.

И это мы еще ничего не говорим о саундтреке второго сезона. Но да ладно — может просто послышалось.

Никита Прунков