Очень странные вампирские дела: каким будет второй сезон «Пищеблока»
8 июля на «Кинопоиске» выйдет второй сезон фантастического сериала «Пищеблок». Проект, который ранее снимали по роману Алексея Иванова, получил вольное продолжение от сценариста Сергея Калужанова и вместе с тем стал более мрачным, пугающим и взрослым. Насколько это хорошо для истории, каким получился первый эпизод и стоит ли вообще смотреть сериал? Разбираемся.
1980 год, лето, пионерлагерь «Буревестник». Пока страна готовится принять Олимпийские игры, пятиклассник Валерка Лагунов (Петр Натаров) приплывает на старом теплоходе «Вергилий» на смену. За год до этого в лагерь уже приезжал его старший брат Игорь. Однако через несколько месяцев после каникул он погиб в результате несчастного случая.
Смышленый и задумчивый Валера быстро влюбляется в девочку Анастасийку (Мария Абрамова), а его хиппи-вожатый Игорь (Даниил Вершинин) тем временем ухлестывает за ровесницей Вероникой (Ангелина Стречина). Несмотря на такой заход, лагерная тин-драма быстро превращается в фантастический хоррор: Валера замечает, что его сосед по комнате ночью пьет кровь другого мальчика.
Днем вампиры ведут себя прилежно и соблюдают все правила «Буревестника», а ночью подчиняют себе других пионеров. Валера рассказывает об увиденном товарищам, но ему верит только Игорь. Объединившись, ребята приступают к разгадке тайны и поиску главного вампира (убив его, они должны остановить происходящие ужасы). А вот здесь спрятан очень жирный спойлер.
Чем зацепил «Пищеблок»
«Пищеблок», который вышел на пять лет позже первого сезона «Очень странных дел», сравнивали и сравнивают с нетфликсовским хитом примерно с момента релиза. И хоть в сюжетах проектов сложно найти пересечения, с точки зрения визуального и аудиооформления они действительно кажутся дальними родственниками. Сходства прослеживаются в шрифтах постеров сериалов, синтвейв-саундтреках и собственно самой эпохе, в которой происходит действие.
Несмотря на схожесть еще и в атмосфере (а также декорациях), «Пищеблок» — это вполне самостоятельное произведение, взявшее успешно работающие инструменты у заокеанских коллег для своей киноадаптации. Правда, самостоятельность не делает книгу Иванова уникальной — это вполне сносный хоррор-роман, вероятно, вдохновленный творчеством «Короля ужасов» Стивена Кинга.
Литературный первоисточник стал удачным фундаментом для стримингового проекта. Авторы решили не сосредотачиваться на хоррор-тематике и сделали сериал мультижанровым: здесь нашлось место элементам подростковой драмы, мистической фантастики, триллера и порой не всегда уместного сексплотэйшна. Ну а главную задачу — разумеется, ностальгическую — он выполняет как минимум на «четыре с плюсом».
Жанровый микс, уместные анахронизмы (от Боуи до Высоцкого в самые неожиданные моменты) и перманентный саспенс особенно хорошо работают в контексте 80-х. И у этого есть одно простое объяснение. Десятилетие стало виральным для зумеров и людей, которые даже в пионерлагерях ни разу не были. Поворотный в музыкальной и фэшн-индустриях период — это заведомо выигрышный фон практически для любого сюжета. Ну а сюжет первого сезона если и не поразил, то уж точно заинтересовал многих.
Как обстоят дела со вторым сезоном
В отличие от тех же «Странных дел», главный герой «Пищеблока» не стремился решать проблемы коллективно — зачастую он действовал хаотично и в одиночку. Кроме того, проект отличался от американского коллеги своим суровым реализмом: шоураннеры не стали заниматься преждевременным фансервисом и сразу решили оставить сюжет в первозданном виде (даже с учетом совсем непозитивной концовки у Иванова). Когда «Пищеблок» подошел к логическому завершению, казалось, что на этом можно остановиться. Но авторы не остановились.
Вместо этого они взялись за второй сезон, но теперь под ногами не было твердой почвы — ну или чтива, если угодно. Первая серия продолжения рассказывает о Валере, который спустя три года после смены хочет ужиться в новой реальности. Теперь он социально опасный вампир, пытающийся справиться с жуткими желаниями (в этом ему помогают Анастасийка и Игорь). Вместе с тем мы узнаем про то, что некогда любовь Игоря вернулась к бывшему парню-зануде (он уже не просто вожатый, а успешный функционер).
Если абстрагироваться от внешнего благополучия, то у ребят все не так уж и весело. Но самое главное, что аналогичное состояние переносится и на сам проект. Некогда яркий и многогранный сериал в первый час сезона отказывается от всех деталей, за которые мы его полюбили: больше никаких лагерных игр и той самой атмосферы — получайте серьезный и мрачный сверхъестественный мир с весьма странными спецэффектами.
От шоу 2021 года у нас остаются только повзрослевшие актеры и их такие же наивные (и местами наигранные) диалоги. Хочется верить, что «Пищеблок» потихоньку наберет обороты и в итоге приятно удивит. Но пока крен в сторону мистики и безальтернативной мрачности кажутся не лучшим решением. Впрочем, и в этом авторы как будто опять ссылаются на «Очень странные дела», четвертый сезон которых окончательно превратил шоу в хоррор.
И это мы еще ничего не говорим о саундтреке второго сезона. Но да ладно — может просто послышалось.