музыка

От камеры пыток до смерти сына: сложная судьба Шинейд О’Коннор

В детстве певица регулярно подвергалась насилию и по воле собственной матери неделями жила в холодном саду. Позднее Шинейд столкнулась с травлей и психическими расстройствами
Marton Monus/EPA/TASS
Marton Monus/EPA/TASS

26 июля на 57-м году жизни умерла ирландская певица Шинейд О’Коннор. Карьера исполнительницы началась в середине 80-х, однако пик ее славы пришелся на начало следующего десятилетия. После выхода трека Nothing Compares 2 U (кавер-версия песни Принса) Шинейд стала мировой звездой и получила все соответствующие статусу бонусы, включая деньги и пристальное внимание СМИ.

К сожалению, никакие привилегии не помогли женщине обрести спокойствие: тяжелое детство, психические расстройства и потеря близких заметно сказались на состоянии ее здоровья. Редакция «Постньюс» вспоминает сложную историю великой и, пожалуй, самой искренней артистки современности.

Дисклеймер: Мы решили не пересказывать творческий путь певицы, ведь за нас это сделали сотни (а то и тысячи) интернет-ресурсов. Вместо этого мы заострили внимание на личных проблемах Шинейд О’Коннор и том, с какой смелостью и достоинством она с ними боролась.

«Камера пыток» и приют «для падших женщин»

Шинейд родилась в пригороде Дублина в католической семье. Ее родители — инженер-строитель Джон и мать Джоанна — воспитывали пятерых детей, но, когда девочке было восемь лет, пара развелась. Детство О’Коннор сложно назвать радостным: в поздних интервью она признавалась, что сталкивалась с физическим и эмоциональным насилием со стороны матери.

У нее была камера пыток. Мое самое раннее воспоминание, как она говорит, что мне не следовало рождаться. Она не хотела меня — она хотела мальчика. Поэтому обрезала мне волосы и одевала в мужскую одежду. Каждый раз, когда она била меня (то есть каждый день), я была голой. Меня заставляли ложиться на пол и убирать руки от живота: она хотела лишить меня репродуктивной функции. Хотела помешать мне быть женщиной.

Шинейд О’Коннор

В своей автобиографии певица рассказывала, что Джоанна тяжело переживала развод и даже заставляла детей несколько недель жить в саду возле дома. Через какое-то время Шинейд перебралась к отцу и его второй жене: по словам певицы, он был несчастным человеком, с которым они толком друг друга не знали. В 15 лет девочка, страдавшая клептоманией, совершила очередную кражу в магазине — так ее отправили в приют Магдалины на 18 месяцев.

Учреждение, которое также называли местом «для падших женщин», приучило ее к дисциплине, но при этом нанесло очередные травмы: Шинейд называла его тюрьмой, где девочки плакали каждый день. В возрасте 18 лет, когда девушка покинула приют, ее мать попала в смертельную автокатастрофу — она врезалась в дерево на обледенелой дороге. В 2017-м году О’Коннор сказала, что трагедия вызвала в ней неоднозначные чувства, но, кажется, она смогла простить мать.

Я ненавижу, что не могу любить ее. Я ненавижу, что не могу обнять ее и сказать, что люблю ее, и сказать ей, что с ней все в порядке, и позаботиться о ней. Я бы позаботилась о ней, хоть она и настоящий монстр.

Шинейд О’Коннор

Но это лишь малая часть кошмара в жизни О’Коннор

Необычный образ и свою короткую прическу О’Коннор объясняла не только желанием матери превратить ее в мальчика, но и сексуальным насилием. Певица рассказывала, что в период с трех до 12 лет ее несколько раз изнасиловали: именно тогда Шинейд решила принять мужской вид, ведь «опасно быть красивой». Эти и другие трудности во многом сформировали взгляды певицы. В своих песнях и публичных выступлениях она не стеснялась остро высказаться на политические и социальные темы.

Шинейд критиковала папу римского, Америку и родную Ирландию. Она боролась за право на аборты, говорила о сексизме и никогда не стеснялась своих ментальных расстройств. Слава, которая конвертировалась в деньги и внимание общественности, не приносила О’Коннор практически никакого удовольствия. После того, как ее альбом I Do Not Want What I Haven’t Got удостоился премии «Грэмми», женщина не явилась на церемонию, потому как считала музыкальную индустрий излишне коммерциализированной.

Певицу критиковали все, кто только мог: еще до эпохи культуры отмены американский истеблишмент вовсю буллил Шинейд после скандала с папой римским (она порвала портрет Иоанна Павла II в знак протеста). После продолжительной травли артистка исчезла с медиарадаров — вместо этого она начала экспериментировать с жанрами и заниматься семьей. К слову, она никогда не жалела о своих эксцентричных поступках.

Я не жалею о том, что сделала. Это было гениально. Но это очень меня травмировало.

Шинейд О’Коннор

В конце 90-х музыкант стала священником церкви тридентской мессы (не признана католической церковью), а спустя почти 20 лет приняла ислам и взяла новое имя — Шухада Давитт. Она четыре раза была замужем (одного из супругов нашла буквально по объявлению в интернете) и родила четырех детей. Шинейд говорила, что пыталась совершить суицид не один раз — у нее диагностировали комплексное посттравматическое стрессовое расстройство и пограничное расстройство личности. В январе прошлого года 17-летний сын певицы Шейн покончил с собой.

Мой прекрасный сын, Невиим Неста Али Шейн О'Коннор, свет моей жизни, решил покончить со своей земной борьбой и теперь находится с Богом. Пусть он покоится с миром, и пусть никто не последует его примеру. Мой ребенок. Я тебя очень люблю. Покойся с миром.

Шинейд О’Коннор

Без наследника и любимого сына О’Коннор прожила недолго — полтора года. За свою недолгую, но сложную жизнь певица повлияла на популярную музыку и изменила правила шоу-бизнеса: именно после ее резких пассажей артисты начали открыто говорить о проблемах женщин, психологическом здоровье и пороках современного общества.

Никита Прунков