Культ «Руки Вверх!»: как группе удалось сохранить популярность спустя столько лет
Группа «Руки Вверх!» установила новый личный рекорд. В этом году на стадионе «Лужники» бэнд Сергея Жукова собрал аж 75 тыс. зрителей и порадовал давних поклонников своими нетленными хитами. И пусть на сегодняшний день большинство подростков слушает хип-хоп и его ответвления, в конце 90-х ни одна школьная дискотека не могла пройти без песен «Крошка моя» и «Чужие губы».
С тех пор утекло немало воды (а вместе с ней и поп-исполнителей), однако Жуков до сих пор популярен, а молодые артисты не стесняются «заходить» к нему на фиты. В чем секрет «Руки Вверх!» и как проект стал культурным кодом целого поколения россиян? Разбираемся.
Два притопа, три прихлопа? Не совсем
Чтобы понять, почему группа «Руки Вверх!» остается популярной в 2023 году, для начала стоит разобраться, как ей удалось захватить умы россиян в далеком 1997-м. Когда Сергей Жуков и Алексей Потехин выпустили свой первый полноценный релиз «Дышите равномерно», у них практически не существовало прямых конкурентов. Те же «Иванушки International» или «Ласковый май» хоть и были кумирами подростков, но все же выполняли более эстрадную функцию.
А вот электронный бойз-бэнд Жукова и Потехина был совсем нетипичным — это прослеживалось и в неидеальных образах парней, и в навеянных западной электроникой мелодиях. Плюс к этому незамысловатые ритмы и прилипающие к языку строчки: авторы говорили простым языком (в том числе музыкальным) с простыми людьми, но при этом не боялись откровенных тем, включая секс («18 мне уже»), измены («Студент») и другие подростковые переживания.
Удивительно, но между несложно сконструированными хитами, которые в итоге и стали культовыми, «Руки Вверх!» часто экспериментировали. Все в том же альбоме 97-го можно услышать вполне хип-хоповые «По кайфу» и «Последний поцелуй». А тремя годами позднее группа выпустила песню «Здравствуй, это я»: если внимательно переслушать ее сегодня, то слышно, что это более чем актуальный трек в жанре гэридж (внезапно реинкарнировался в 2020-х).
«Руки Вверх!» не эволюционируют…
При этом «Руки Вверх!» были самой что ни на есть народной группой, которую просто понимать и любить. Жуков знал, что затейливые музыкальные идеи, как и философские мысли, ни к чему: народу нужны легкие мелодии с текстами о неразделенной любви. Такая музыка «заходила» на дискотеках и нравилась как работягам, так и школьницам. Ну и что уж там — танцевать под «Руки Вверх!» можно практически в любом состоянии (особенно, измененном).
К сожалению, успех бэнгеров типа «Ну где же вы, девчонки» и «Он тебя целует», впоследствии приведшие к вдохновленной восточным звучанием «Наташе», убили в Жукове новаторские амбиции. Имея хороший музыкальный бэкграунд и явный талант хитмейкера, Сергей и команда решили с головой уйти в фансервис. С каждым годом становилось ясно: «Руки Вверх!» работают по выверенной формуле, где не меняется практически ничего. Ни безупречный вокал Жукова, ни музыка.
И если вы подумали, что мы примемся ругать «Руки Вверх!», то вы очень сильно ошибаетесь. Драйвовая, но однообразная музыка группы стала своего рода символом времени: за это нужно сказать спасибо прежде всего самим авторам. Они действительно умели создавать проникновенные и романтичные хиты. Их истинный талант подтверждает продажа трека «Песенка» немецкой поп-группе ATC. После передачи прав композиция под названием All Around the World (La La La) стала мировым бестселлером.
… но им и не надо
Но не только в «Песенке» дело. Другие легендарные треки (вы и сами понимаете о каких мы) продолжили жить и после распада группы в 2006 году. «Руки Вверх!» остались под руководством Жукова, а тот, в свою очередь, начал продавать ностальгию. С того момента Сергей не выпускал лонгплеев, а вместо этого ежегодно радовал слушателей большими концертами с любимыми песнями (и иногда синглами). Поколение его «Алеш» и «Наташ» выросло, но желание послушать все такого же энергичного и почти не постаревшего Жукова никуда не делось. А еще у них появились дети, которых тоже можно взять на концерты.
Более того, артист грамотно интегрировался в современный музыкальный контекст. В 2018-м у него случилась веселая коллаборация с Little Big (лидер группы Илья Прусикин признан иноагентом в РФ) — «Слэмятся пацаны», а в 2021 году с GAYAZOV$ BROTHER$ — «Ради танцпола». Также певец поработал с Zivert («недостаточно») и перепел вместе с королями кальян-рэпа HammAli & Navai «Последний поцелуй».
Вместе с тем Жуков, который окончательно стал синонимом своего бренда «Руки Вверх!», сделал ключевую вещь, которая отличает его от многих давно забытых коллег. Он не стал молодиться, прыгать по жанрам и пытаться эпатировать публику — музыкант исполнял то, что и так заходит (а если и выпускал что-то новое, то в очень хорошо узнаваемой и любимой аудиторией обертке). «Руки Вверх!» никогда не слушали и не будут слушать снобы и люди с тонким музыкальным вкусом. Это все еще легкая музыка для дискотеки без претензии на то, чтобы остаться в истории.
Но именно в этом и заключается ирония: песни «Руки Вверх!» при их простоте и неактуальности уже закрепились в нашем культурном коде. Ну а плохо это или хорошо, на самом деле, не так уж и важно. Ведь, как говорили классики: главное, чтобы всегда качало.