«Главный удар» или последняя надежда? Украина начала второй этап контрнаступления
В зоне СВО заговорили о «втором этапе» контрнаступления ВСУ. В последние дни атаки на российские позиции действительно возросли — по количеству задействованной техники они сопоставимы с началом июня, когда Украина предприняла самые массированные атаки на Запорожье. Кроме того, российские и западные аналитики говорят о появлении на фронте основных резервов ВСУ. Разбираемся, что происходит в зоне СВО, о чем говорит прибытие украинских подкреплений и на что может рассчитывать Киев.
Какая обстановка на линии фронта?
ВСУ после некоторого перерыва вновь активизировались по всей линии фронта. 26 июля они совершили массовую атаку на поселок Работино в Запорожской области. Украинцы вклинились в российскую оборону северо-восточнее населенного пункта, но не смогли развить успех.
В наступлении участвовало больше 80 единиц техники. По данным Минобороны РФ, в первый день наступления российские силы уничтожили почти половину (33 ед.) этой группировки. По-видимому, сейчас потери ВСУ могут быть куда выше.
Вторая атака пришлась на времьевский участок на стыке Запорожской области и ДНР. Под натиском ВСУ российские войска были вынуждены оставить село Старомайорское — Telegram-канал «Рыбарь» связывает это с тем, что село и находившиеся там укрепления были полностью уничтожены, поэтому удерживать позиции стало бессмысленно.
Еще одна горячая точка — поселок Клещеевка на южном фланге Артемовска (Бахмута). Бои там идут с переменным успехом. ВСУ сумели взять прилегающие к Клещеевке высоты, российские Telegram-каналы несколько раз сообщали об отступлении ВС РФ из населенного пункта и последующих контратаках.
По состоянию на 28 июля Клещеевка по-прежнему находится под ними. Однако у ВСУ в этом районе все еще есть большие резервы, а положение ВС РФ осложняется нехваткой резервов и отсутствием ротации.
Тем временем на участке фронта Сватово — Кременная российские войска сами перешли в наступление. 24-25 июля они добились важного тактического успеха — форсировали реку Жеребец, взяв поселки Сергеевка, Новоегоровка и Надия. Минобороны РФ сообщает, что общее продвижение составило до 12 км в ширину и 3 км в глубину линии фронта противника.
Что значит активизация ВСУ?
На Западе активизацию ВСУ однозначно оценивают как переход ко второму этапу контрнаступления, которое началось в первых числах июня. Газета The New York Times (NYT) со ссылкой на американских чиновников пишет, что Киев бросил в бой основные резервы в надежде добиться прорыва на Запорожье.
«По данным Пентагона, США и их западные союзники натренировали порядка 63 тыс. украинских солдат и поставили им более 150 современных танков, еще больше старых танков, сотни боевых машин пехоты и тысячи других бронемашин… Чиновники говорят, что большая часть оставшихся резервов введена в действие», — пишет NYT.
О прибытии значительных подкреплений ВСУ на юг говорят и сводки российских Telegram-каналов. В частности, там упоминают 116, 117 и 118 механизированные бригады, которые до сих пор не участвовали в боевых действиях.
Впрочем, далеко не факт, что ВСУ уже начали «главный удар». Согласно альтернативной точки зрения, последние атаки — это лишь подготовка к наступлению, в ходе которой украинцы ищут уязвимые точки в обороне РФ.
«Появление свежих украинских резервов вместе с геометрией российских оборонительных линий и возможным ухудшением состояния ВС РФ в этой области могут позволить Украине попробовать совершить более успешные прорывы к югу от Орехова в следующие недели», — пишут эксперты западного Института изучения войны.
Еще один вариант — подоспевшие резервы не поменяют ситуацию на фронте, поскольку они пришли на смену подразделениям, которые уже понесли значительные потери.
Это тоже может быть недалеко от истины. По данным издания The Financial Times, в ходе первого этапа контрнаступления ВСУ потеряли до 20% поставленной Западом техники. Позже Украина сменила тактику, стремясь сократить потери. Киеву пришлось задействовать даже подразделения спецназа, которые не предназначены для штурмовых действий.
Что будет дальше?
Судя по всему, контрнаступление ВСУ действительно входит в решающую стадию. Времени у них осталось не так много — через месяц-два дороги снова размоют осенние дожди, и летнюю кампанию придется сворачивать. Вместе с тем Запад настойчиво требует от Украины результатов, увязывая с ними дальнейшую помощь. Поэтому вполне закономерно, что Киев идет ва-банк.
Результаты новых попыток прорыва очень сложно предсказать. Введение в бой остатка стратегических резервов не решает ключевые проблемы первого этапа контрнаступления, которое разбилось о минные поля, огневое превосходство и доминирование ВС РФ в воздухе.
Похоже, Украина делает ставку на истощение российской армии постоянными атаками в надежде рано или поздно «передавить» ее по снарядам и живой силе. Но у такой тактики есть проблема — за прошедшие два месяца Киев потерял много танков и спецтехники, необходимых для прорыва. Поставки Запада не компенсируют эти потери, а впереди еще целых три линии обороны ВС РФ, которые нужно чем-то преодолевать.
Тактика ВСУ может сработать при условии, что у России не останется сил, чтобы сдержать прорыв. На данный момент мы не знаем, сколько резервов есть у ВС РФ и каково соотношение потерь сторон. Поэтому сделать какие-либо прогнозы из этого невозможно.
Но есть нюанс — параллельно с прибытием подкреплений ВСУ на фронт российская армия усилила удары по украинским тылам и перешла в наступление на отдельных участках фронта. По-видимому, эти маневры призваны нарушить внутренние коммуникации ВСУ и вынудить их перекидывать стратегические резервы на второстепенные направления. Это говорит о том, что российское командование в курсе планов Киева (или как минимум догадывается о них). А значит, у ВС РФ есть еще одно преимущество в грядущем сражении.