СВО

Это вам не Голливуд: Украина и Запад поругались из-за неудач в контрнаступлении

Киев обвиняет в провалах недостаточную помощь со стороны США и ЕС. На Западе убеждены: солдаты ВСУ сами не хотят воевать
Валентин Спринчак/ТАСС
Валентин Спринчак/ТАСС

Спустя две недели боев в Запорожской области стало окончательно ясно, что украинское наступление забуксовало. Военные неудачи ВСУ стали неожиданностью для Киева и Запада. «Союзники» поставили слишком многое на битву за Приазовье, а теперь не знают, как продать аудитории скромные результаты. Разбираемся, что происходит на фронте, как Украина и Запад перекладывают друг на друга ответственность за провал первого этапа контрнаступления и чего ждать от ВСУ дальше.

Какая обстановка на фронте?

Ситуация на фронтах с 9 июня не сильно поменялась. ВСУ по-прежнему атакуют российскую армию по двум направлениям: на Времьевском выступе, а также в районе населенных пунктов Орехов и Каменское.

Источник: Telegram-канал «Рыбарь»
Источник: Telegram-канал «Рыбарь»

Со стороны Орехова ВСУ пытались наступать на населенный пункт Работино. В первые дни им удалось занять передовые позиции ВС РФ. Однако к 19 июня российская армия контратаковала и смогла вернуть их под свой контроль. Таким образом, наступление в этом направлении полностью провалилось.

Немного успешнее украинцы действовали под Каменским. Там они смогли вклиниться в российскую оборону: взяли деревню Лобковое, выдавили ВС РФ из села Пятихатки и попытались атаковать Жеребянку. Впрочем, из-за постоянных артиллерийских обстрелов ВСУ так и не удалось создать устойчивый плацдарм. По состоянию на 21 июня, бои вокруг Пятихаток продолжаются. Село несколько раз переходило из рук в руки и продолжает находиться в серой зоне.

Источник: Telegram-канал «Рыбарь»
Источник: Telegram-канал «Рыбарь»

На Времьевском выступе украинцы добились наибольшего прогресса. Там они выбили ВС РФ из сел Нескучное, Благодатное, Макаровка и Левадное, создав условия для «среза» выступа. По итогу ВС РФ остановили прорыв на рубеже Старомайорское — Урожайное. Сейчас фронт проходит по границе этих сел.

Что об этом говорят на Украине и на Западе?

Украинские власти по-прежнему строят хорошую мину при плохой игре — призывают наблюдателей не ждать быстрых результатов и утверждают, что основной удар еще не нанесли.

В то же время в Киеве пытаются возложить вину за возможный провал «контрнаступа» на недостаточную поддержку Запада. Там жалуются, что США и их союзники так и не дали ВСУ истребители. Часть отправленных вооружений не дошла до Украины, а другая оказалась неисправной — настолько, что сгодилась только на запчасти.

Владимир Зеленский намекнул, что виновники больших потерь ВСУ — это «некоторые страны», которые требуют от него результатов и ждут «голливудского кино». А его советник Михаил Подоляк пошел дальше и вовсе обвинил Запад в поставках России микросхем для производства ракет «Калибр».

«Когда вы одной рукой даете Украине инструмент защиты, а второй рукой вы даете инструмент атаки на Украину, это означает, что вы продолжаете спокойно наблюдать», — подытожил он.

Запад настаивает, что передал Украине все «необходимые мощности» для контрнаступления. В США и ЕС подчеркивают, что помощь ВСУ истощила их собственные армейские склады. При этом добиться продолжения поставок в тех же масштабах будет трудно: планы Европы по наращиванию производства боеприпасов натолкнулись на банальную нехватку ресурсов. А Белый дом почти истратил доступные средства на помощь Украине — повысить лимиты мешает республиканская оппозиция в Конгрессе.

Одновременно американские и европейские СМИ намекают, что в провале виноваты сами украинцы: дескать, насильно призванные солдаты не проявляют интереса к тренировкам и сами ломают западную технику, лишь бы не идти в атаку.

Что будет дальше?

Несмотря на благоприятный фон для России и информационный хаос в противоположном лагере, говорить о конце украинского «контрнаступа» пока рано.

Западный военный эксперт Томас Тейнер утверждает, что пока ВСУ задействовали в контрнаступлении лишь четыре из 35 подготовленных для этого бригад (6 тыс. из 50 тыс. человек).

Российские аналитики подсчитали, что на юге засветились восемь вновь сформированных бригад ВСУ. Еще три бригады отправили на другие направления. Таким образом, украинцы бросили на фронт половину резервов.

В любом случае у Киева остаются крупные резервы для новых ударов по позициям ВС РФ. Эксперты немецкой газеты Bild считают, что ВСУ могут ввести их в бой, когда оборона ВС РФ будет достаточно ослаблена. Или же ударить в другом месте — например, попытаться форсировать пересохшее Каховское водохранилище. Bild не исключает и вариант ограниченного наступления из-за разногласий военного и политического руководства Украины.

По-видимому, ВСУ не станут кардинально пересматривать планы контрнаступления и продолжат цепляться за каждую возможность продвинуться вперед. Оно и понятно — Киеву нужно срочно показать Западу хоть какие-то результаты, чтобы убедить его продолжать помощь.

«Киеву надо закрепить изменения на линии фронта, чтобы оправдать огромные инвестиции в его вооруженные силы, которые сделали страны НАТО, — пишет обозреватель CNN Ник Пэтон Уолш. — [Украинские власти] должны быть прекрасно осведомлены, что выборы, которые пройдут в нескольких странах в течение следующих двух лет, скорее всего повлияют на желание Запада спонсировать украинскую оборону... Существует риск того, что зимой фоновая тема мирных переговоров выйдет на первый план, и Украина обнаружит себя в тупике на фронтах, которые сложатся к этому ноябрю».

Виталий Рюмшин