Украина, похоже, начала обещанное контрнаступление. Но что-то пошло не так
Сгоревшие Leopard 2 и разбитые колонны натовской техники — такая картина сейчас наблюдается в Запорожской области, где почти неделю не стихают ожесточенные бои. ВСУ с 4 июня без перерыва атакуют позиции ВС РФ. Российские и западные СМИ пишут, что происходящее на юге — это не что иное, как давно обещанное контрнаступление Украины. Разбираемся, действительно ли это так и какая обстановка сейчас на линии фронта.
Как развиваются бои?
С 3 на 4 июня украинские войска попытались прорваться в районе Угледара и так называемого «Времьевского выступа» — участка фронта возле села Времьевка, где позиции ВС РФ «вклиниваются» в территорию под контролем Украины.
ВСУ удалось вытеснить российскую армию из сел Новодаровка и Новодонецкое, но ВС РФ контратаковали и к 6 июня вернули их под свой контроль.
7 июня ВСУ пошли в наступление западнее — под городом Орехово. Telegram-канал «Рыбарь» сообщал, что ВСУ вытеснили ВС РФ из села Лобковое. Однако закрепиться там им не удалось, и поселок остался в серой зоне. Кроме того, у ВСУ получилось занять высоту 178.2 в районе поселка Работино. Украинцы пробуют развить успех, вбрасывая новые резервы на этот участок фронта.
Одновременно с этим ВСУ продолжают давить на ВС РФ на флангах Бахмута. 6 июня сообщалось, что им удалось зайти в Берховку на северном выступе. Но, судя по всему, российским частям удалось удержать позиции.
Это контрнаступление?
5 июня замглавы минобороны Украины Анна Маляр подтвердила, что ВСУ перешли «к наступательным действиям на некоторых направлениях». Однако затем глава СНБО Украины Алексей Данилов заявил, что происходящее на юге — это еще не контрнаступление.
«Когда мы начнем контрнаступление, всем будет известно об этом, его увидят все», — заявил он.
Тем временем в России и на Западе однозначно интерпретируют происходящее как начало обещанного контрнаступления.
«Наступление украинских войск на российские позиции началось. Армия Украины активизировалась по линии фронта, которая проходит на юго-востоке страны», — написала американская газета The Washington Post со ссылкой на источники в ВСУ.
Телеканал ABC со ссылкой на близкого к Владимиру Зеленскому чиновника подтверждает, что контрнаступление ВСУ находится в «активной фазе». Минобороны РФ, в свою очередь, описывает активность украинской армии как «крупномасштабное наступление на Южно-Донецком направлении».
Объективные данные с фронта также позволяют говорить о том, что в этот раз ВС РФ имеют дело не просто с разведкой боем. В боях на южном фронте зафиксировали много западной техники, которая раньше не появлялась на фронте, включая немецкие танки Leopard 2 и американские бронетранспортеры Bradley. Это позволяет говорить о том, что ВСУ постепенно вводят в бой стратегические резервы.
Кроме того, вблизи линии боевого соприкосновения зафиксировали работу украинских систем ПВО и радиоэлектронной борьбы. Это тоже косвенно свидетельствует о начале масштабного наступления.
Какие выводы можно сделать из первых дней боев?
Пока все попытки ВСУ прорвать российскую оборону провалились. Украинцы провели несколько волн атак, но продвинулись вперед лишь на несколько сотен метров по серой зоне, не добравшись даже до первой линии укреплений ВС РФ.
За столь скромные успехи ВСУ заплатили огромными потерями. По данным Минобороны РФ, только за первые три дня украинцы потеряли 3715 человек убитыми и ранеными, 52 танка, 5 самолетов и несколько сотен бронированных машин. В целом их ежедневные потери оценивают в 800-1000 человек.
Достоверно известно, что среди подбитой техники есть немецкая система ПВО IRIS-T, французские колесные танки AMX-10RC, БМП Bradley, а также танки Leopard 2 в самой современной модификации A6.
«Главная проблема ВСУ заключается в том, что подойти к первому рубежу обороны [России] практически невозможно из-за установленных мин, активности артиллерии, авиации ВС РФ и из-за работы комплексов РЭБ, подавляющих связь и сигналы GPS-навигации, а также каналы управления беспилотниками», — пишет Telegram-канал «Военная хроника».
Западные военные эксперты также отмечают, что ВС РФ были готовы к такому повороту событий и продемонстрировали хорошую слаженность разных частей в боях на запорожском фронте.
«В целом ответ России на атаки был заметно слаженным и сравнительно последовательным, — пишет американский Институт изучения войны. — Имеющиеся визуальные доказательства позволяют предположить, что ВС РФ были готовы и отреагировали [на нападение] контролируемым и здравым с военной точки зрения образом».