«Герои СВО» против «украинских неонацистов»: что написано в новых учебниках истории?
Министр просвещения Сергей Кравцов рассказал, что с 1 сентября российские школы перейдут на новый единый учебник истории. На страницах будут отражены причины и ход СВО, разбор отношений с Западом, а также информация о присоединении новых регионов. Рассказываем, о чем можно будет узнать из учебника и что о нем думают учителя.
Когда впервые заговорили о новом учебнике?
В сентябре 2022 года вышел приказ Минпросвещения о необходимости включить в раздел школьной истории для 10 и 11-ых классов события СВО. Согласно документу, учителя должны будут объяснять причины присоединения Крыма и начала спецоперации. Рособрнадзор заявил, что вопросы по этим темам позже появятся и в ЕГЭ.
В интервью РИА «Новостям» Сергей Кравцов рассказал, что Россия оказалась в эпицентре информационной борьбы. Министр уверен, что есть острая необходимость в создании новых учебников: «Эта фейковая война, которая была развязана и в которой мы сейчас побеждаем, еще раз убедила нас в том, что нужно заниматься историей, объективно рассказывая детям правду».
Соавторами учебника стали ректор МГИМО Анатолий Торкунов и бывший министр культуры Владимир Мединский. Последний заверил, что на страницах будет отражено «давление коллективного Запада» и появятся имена новых героев Отечества — участников специальной операции.
Теперь 650 тыс. старшеклассников по всей России получат единое издание. До этого в школах были 15 разный линеек учебников по истории, что, по мнению Кравцова, приводило к «интерпретации истории и перекосу в преподавании тех или иных тем». Сейчас общий курс объединят с историей России и сделают акцент на роли государства в мировой политике.
Что будет в едином учебнике?
Пособие по истории России для старшеклассников будет охватывать период с 1945 года до начала событий СВО. Последняя глава называется «Россия сегодня. Специальная военная операция».
Как выяснили журналисты, она включает в себя 17 параграфов, которые посвящены следующим темам: отношения между Россией и Западом, Минские соглашения, присоединение новых территории, а также СВО. Кроме этого, рассматривается история переворота на Украине в 2014 году и роль РФ в борьбе с «неонацистами».
В блоке про отношения России и Запада авторы книги подчеркивают, что ситуация ухудшилась, когда президентом США в 2021 году стал Джо Байден. Более того, пока на Украине менялась власть, вопрос Донбасса оставался нерешенным и обстрелы продолжались. Россия, написано в книге, обращалась за помощью в НАТО, но получила «ответ в издевательской форме».
Также в учебнике подробно обозревается вопрос Минских соглашений. С позиции авторов, киевская власть не беспокоилась о судьбе жителей Донбасса. Вместо этого режим Украины был заинтересован только в получении выгоды от Запада: «Находясь в тайном сговоре с НАТО, они просто морочили голову участникам минского процесса». В учебнике сказано, что Минские соглашения являлись лишь предлогом для того, чтобы увеличить украинскую армию.
Авторы выделяют несколько причин начала СВО. Главная из них — киевский режим хотел вступить в НАТО и получить ядерное оружие. Если бы Украина преуспела в этом, Россия оказалась бы в условиях войны со всем миром: Германией, Францией, США и Англией.
В учебнике указано, что спецоперация привела к росту патриотизма русского народа. Авторы отмечают, что спецоперация только сплотила людей и дала возможность появиться новым героям. В отличие от властей Украины, использующих людей «как живой щит», Россия, скажут учителя на уроках, никогда не прибегала к таким «изуверствам».
В конце каждого из 17 параграфов есть вопросы для усвоения материала. У школьников, например, могут спросить, какую роль сыграли США в перевороте 2014 года в Донбассе. На страницах есть QR-коды, с помощью которых можно посмотреть выступления президента.
Стоит отметить, что не только детям хотят рассказывать о родине. В университетах с сентября 2023 года будет введен курс «Основы российской государственности». В перечне вузов есть МГУ им. Ломоносова, ВШЭ, СПбГУ, МИФИ и МГТУ им. Баумана.
Что думают про новый учебник учителя?
Вопрос, как учителя относятся к таким изменениям, остается открытым. Еще никто из них не видел учебник, по которому надо будет преподавать. Судить о нем учителя могут только из публикаций в СМИ.
Сказать, что там есть противоречивые темы — это ничего не сказать. Но именно такая история интересна для изучения. Здорово, что тема СВО освещается. Если мы не будем об этом говорить, потеряем контакт с нашими детьми.
一 Екатерина Журавская, учитель историиСтаршеклассникам интересно читать учебники по истории под авторством Мединского, считает учитель истории Екатерина Журавская. Но вместе с появлением нового пособия, которое будет освещать события этого десятилетия, появляется вопрос, с чем столкнутся ученики на ЕГЭ.
Как репетитор я прорешиваю задания вместе с ребятами. Сейчас на сайте ФИПИ последние вопросы по новейшей истории затрагивают 2018 и 2020 год. Но к августу все может легко измениться.
一 Екатерина Журавская, учитель историиСергей Бычков, писатель и историк, придерживается другой позиции касательно нового пособия. Он отмечает, что авторство Мединского сложно считать гарантом качественной научной работы, но однозначные выводы можно делать только после прочтения учебника. Сергей Бычков уверен, что оценить историю беспристрастно можно только спустя время.
В 90-ые годы я преподавал новейшую историю старшеклассникам и всегда старался говорить с ними откровенно. Тогда никто не знал, что говорить детям про страну, где каждый день все меняется. Сейчас похожая ситуация.
一 Сергей Бычков, писатель и историкУчитель по истории Ольга Панасюк считает иначе. Она уверена, что с детьми необходимо говорить про СВО, потому что они «не имеют никаких политических представлений о мире». Но важно делать это без оценочных суждений, потому что «школьники не станут слушать лозунги». Главное, чтобы учебник доступно объяснил запутанные даже для многих взрослых события на Украине, в частности, произошедшее на Майдане в 2014 году.
Похожей позиции придерживается Александр Матлин, руководитель научной конференции «Ветер Перестройки». Историк считает, что на учителе будет лежать большая ответственность, он станет звеном между сегодняшним днем и учениками: «Большая проблема, как подавать историю без штампов. Важно сохранить объективность, чтобы вести разумную дискуссию и не уйти в политическую агитацию».
Учитель истории Марк Лешкевич ставит перед собой две главные цели в вопросе новых учебников: помочь развить ученикам критическое мышление и проявить «историческое сознание», сравнивая события прошлого и настоящего.
На своих занятиях я уделяю внимание логике и истории. Ребенок, который способен критически мыслить, обычно патриотичен.
一 Марк Лешкевич, учитель историиС какими трудностями столкнутся преподаватели на практике, пока можно только предполагать. Но каждый из них уверен в одном — надо обсуждать с детьми события, происходящие в стране.