Япония запретила продавать России автомобили. Какие модели попали под новые санкции?
С 9 августа в силу вступил запрет на экспорт в Россию определенной категории автомобилей, гибридов и электрокаров. Разбираемся, кого именно коснутся новые ограничения и какие машины японского производства больше не получится купить в России (по крайней мере, официально).
Что случилось?
С 18:00 8 августа по московскому времени (в Японии в это время уже наступило 9 августа) вступил в силу запрет японских властей на экспорт в Россию ряда автомобилей — как новых, так и подержанных. Ограничение затрагивает все категории автомобилей: бензиновые, дизельные, гибридные и электрокары, объем двигателя которых превышает 1,9 литра.
Кроме автомобилей Япония также запретила экспортировать в Россию порядка 750 наименований других товаров. Среди них яхты, автомобильные кресла, изделия из стекла, керамики и бумаги, шины для грузовиков, цемент, автомобильные замки и многое другое.
Также запрет касается легких малотоннажных грузовичков с объемом двигателя менее 660 кубических сантиметров, под эту же категорию попадают грузопассажирские универсалы.
При этом, как бы парадоксально это ни звучало, но еще в 2022 году Япония полностью запретила поставки любых новых машин в Россию. Что, впрочем, не помешало России в мае 2023 года стать одним из крупнейших экспортеров — только за первый квартал текущего года поставки машин выросли почти на 40%.
Почему тогда с российского рынка не пропали японские машины?
После введения санкций в прошлом году в России наладили схему так называемого «серого» или параллельного импорта. Автомобили в Россию поставляют либо через частных продавцов, либо более крупными партиями ввозятся через третьи страны: Казахстан, Объединенные Арабские Эмираты или Китай. И пока что ни у одной страны нет законов, которые могли бы запретить ввозить машины через такой канал поставок.
Каких автомобилей коснется новый запрет?
С уверенностью можно сказать, что это отразится на большинстве популярных в России моделей Honda, Toyota, Mitsubishi, Subaru, Mazda и так далее. Сейчас речь идет о запрете экспорта машин с объемом мотора выше 1,9 литра — а это основная масса ввозимых в Россию автомобилей. При этом, судя по новому запрету, Япония отдельно не запрещает ввозить малолитражные модели. Это напрямую противоречит прошлогоднему запрету на ввоз вообще любых машин, но как это будет работать на практике — покажет время.
Вероятнее всего, малолитражные компактные модели, такие как Honda Fit, Toyota Vitz или Nissan Note по-прежнему будут ввозить в Россию, но речь идет только про их негибридные версии.
А можно конкретные модели?
Из-за нового запрета россияне лишатся таких популярных в стране моделей как:
- внедорожники Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol и Mitsubishi Pajero;
- минивэн Toyota Alphard и Toyota Haie;
- седаны Toyota Camry, Mazda 6, Subaru Impreza, Honda Accord или Mitsubishi Lancer;
- кроссоверы Toyota RAV4, Lexus RX Honda CR-V, Mitsubishi ASX, Nissan Juke и Qashqai;
- гибридный Toyota Prius;
- электрический Nissan Leaf.
Разумеется, список запрещенных к ввозу автомобилей гораздо обширнее — туда входят и подержанные культовые модели, у которых довольно много поклонников в России. В частности, речь о таких моделях с правым расположением руля как Toyota Mark II, Silvia, Crown, Supra, Nissan Skyline, GT-R, Honda Prelude и Mitsubishi Lancer.
Насколько много Япония раньше поставляла автомобилей в Россию?
В марте текущего года автомобили с пробегом стали основным предметом экспорта из Японии в Россию. На их долю пришелся 41% от общего объема поставок — то есть почти половина подержанных автомобилей, которые в стране-производители является неликвидом, была отправлена на российский рынок. До этого на протяжении нескольких лет основой экспорта были новые автомобили.
На последней конференции автомобильного агентства « Автостат» его исполнительный директор Сергей Удалов сказал, что за июль на долю Японии пришлось всего 0,4% от всех ввезенных в Россию новых автомобилей. Но с подержанными ситуация обстоит прямо противоположно — из 51 323 ввезенных в Россию машин, 55% пришлось на японские модели.
Японское издание Japan Post со ссылкой на исследование Teikoku Databank писало, что с марта 2022 года некоторые отрасли бизнеса Японии с Россией выросли. В частности, Россия стала четвертым экспортером морепродуктов в Японию, а та, в свою очередь, нарастила поставки подержанных автомобилей.
Только за период с 24 июля по 6 августа поставки автомобилей из Японии в Россию выросли на 33% по сравнению с предыдущими двумя неделями.
Чем это обернется для автомобильного рынка?
Сейчас спрогнозировать это сложно. Можно предположить, что из-за запрета вырастут цены на импортируемые авто. Но маловероятно, что японские машины совсем пропадут с российского рынка. Как минимум потому, что Япония еще в апреле 2023 года отказалась вводить тотальное эмбарго России накануне саммита «Большой семерки» в Хиросиме.
Больше всего последствия от запрета экспорта ощутят на себе жители Дальнего Востока — именно этот регион выступает главным покупателем подержанных японских автомобилей с правым расположением руля. Но в условиях санкций, которые были наложены еще в прошлом году, рынок уже научился существовать, частные дилеры наладили каналы поставок по «серым» схемам и автомобили как привозили, так, скорее всего, и продолжат привозить — либо штучно под заказ каждого клиента, либо небольшими партиями для неофициальных дилерских центров.
По крайней мере, июньский запрет Евросоюза на экспорт в Россию премиальных машин, гибридов и электрокаров сказался на отечественном рынке именно так. Автомобили по-прежнему можно купить. Просто сейчас это нельзя сделать через официальный дилерский центр — нужно обращаться к автоподборщикам, которые ищут на западном рынке автомобиль под запрос покупателя и ввозят его в страну. Это дороже, потому что нужно оплачивать как услуги подборщика, так и таможенную пошлину. Но тем не менее купить любой автомобиль все еще можно.