Опасная мобильность: почему взрываются электросамокаты и как этого избежать
В Москве 10 августа в жилой квартире произошел пожар, причиной которого стал электросамокат. У него загорелась литий-ионная батарея, после чего пламя перекинулось на мебель. В результате пострадали трое детей, которые в момент возгорания находились в квартире. Разбираемся, почему электросамокаты вообще взрываются и как этого избежать.
Как часто взрываются самокаты?
Последнее время появляется все больше новостей о взрывах самокатов. Как правило, электросамокаты воспламеняются и взрываются во время зарядки. В середине июля в Екатеринбурге загорелся целый ряд в гаражном кооперативе из-за оставленного на ночь на зарядке самоката.
В конце июля в Москве эвакуировали посетителей ТЦ «Гагаринский». Причина точно такая же — возгорание электросамоката. В начале апреля в Москве произошел еще один взрыв — владельцы самоката сказали, что не пользовались им два года и за день до взрыва решили зарядить. В конце марта аналогичная ситуация была в Нижнем Новгороде, но там последствия были трагичнее: владелец погиб в пожаре из-за многочисленных ожогов.
Но самокаты могут взрываться не только во время зарядки. В конце мая, например, электросамокат взорвался во время движения вместе с владельцем.
Насколько опасен взрыв самоката?
Как правило, непосредственно взрывов в том виде, в каком мы их себе представляем, не происходит, объясняет «Постньюс» Роберт Мартиросян, владелец сервисного центра по ремонту электротранспорта GiroProff. Происходит небольшой взрыв, которого хватает на то, чтобы разрушить крышку корпуса. Ни о какой мощной взрывной волне речи не идет.
Самая большая проблема, объясняет Мартиросян, заключается в дыму, который выделяет литий-ионная батарея во время возгорания — буквально за 40 секунд квартиру может заволочь едкий токсичный дым, опасный для человека. Кроме того, поскольку заряжаться самокаты, как правило, ставят на ночь, владелец может не успеть моментально среагировать. Если устройство стоит рядом с чем-то легковозгораемым (шторами или мягкой мебелью), может начаться большой пожар.
Почему самокаты вообще взрываются?
Одна из основных проблем — неправильная эксплуатация. Мартиросян рассказал, что часто люди самостоятельно пытаются починить или «прокачать» свой самокат.
Допустим, человек захотел на самокат поставить сидушку. Они сверлят деку [платформу самоката, на которой стоит пользователь — прим. «Постньюс»], чтобы прикрутить сидушку, и случайно попадают в аккумулятор. Потом во время езды «плюс» и «минус» могут резко соприкоснуться, и начнется возгорание.
一 Роберт Мартиросян, владелец сервисного центра по ремонту электротранспорта GiroProffТакже воспламеняются дефектные самокаты, которые вовремя не обслужили: внутрь попало много воды, владельцы пробили корпус и так далее.
Как обслуживать самокат, чтобы снизить риск возгорания?
Во-первых, говорит Мартиросян, самокат важно всегда заряжать оригинальным зарядным устройством либо кабелем, напряжение которого совпадает с напряжением аккумулятора. Кроме того, если было серьезное повреждение, обязательно нужно отвезти электросамокат в сервис, чтобы мастер вскрыл устройство и проверил, не повлиял ли удар на аккумулятор.
Также важно отвезти самокат в сервис в случае залития — если скутер попал под дождь, его обязательно нужно показать мастеру. Даже если он после этого просох и исправно работает, внутри все равно могут начаться процессы окисления, которые дадут о себе знать через пару месяцев. И, конечно, обязательно нужно отвезти самокат на проверку в сервис, если он был куплен с рук у частного лица.
Когда вы не пользуетесь самокатом (например, зимой), его все равно обязательно нужно заряжать (но не полностью — от 50 до 80%). Литий-ионный аккумулятор, объясняет Мартиросян, нельзя оставлять ни на 100% заряженным, ни разряженным. Кроме того, нельзя оставлять аккумулятор на холоде в минусовую температуру меньше -5°C, оптимальная температура в помещении должна начинаться от +5°C и выше.