бизнес

Бизнес в клеточку: почему в России резко вырос спрос на труд осужденных

Более 26 тыс. осужденных к принудительным работам сотрудничают с российскими компаниями. Это устраивает всех: и бизнес, и ФСИН, и россиян
Роман Соколов/ТАСС
Роман Соколов/ТАСС

В последнее время в России существенно вырос спрос со стороны бизнеса на труд осужденных. В первую очередь, речь идет о тех, кого приговорили к исправительным работам — таких сейчас трудоустроено уже более 26 тыс. человек. Разбираемся, почему на рынке труда возник такой запрос и насколько осужденные эффективные работники.

Работать с осужденными законно?

Да. Еще в июле 2019 года в силу вступили поправки, которые разрешили организовывать исправительные центры вне исправительных учреждений. По сути, российскому бизнесу разрешили открывать при своих предприятиях центры, где смогут работать осужденные на принудительные работы. А с 1 октября 2023 года в силу вступят поправки, которые разрешат индивидуальным предпринимателям трудоустраивать осужденных.

В середине мая 2021 года правительство утвердило Концепцию развития уголовно-исполнительной системы РФ. В пункте XII авторы указывают, что в России есть 111 исправительных центров, где можно разместить 8,2 тыс. осужденных. При этом всего в России около 182 тыс. осужденных имеют право отбывать наказание на принудительных работах. Поэтому власти настаивают на развитии сети исправительных центров.

В зависимости от имеющейся специальности осужденных привлекают к труду в сферах строительства, пищевого производства, сельского хозяйства, легкой промышленности и др.

Для чего это нужно?

За последние пять лет численность рабочей силы в России сократилась на 1,2 млн человек, говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. По его словам, это связано с общим снижением рождаемости, а также ростом смертности во время ковида. Кроме этого, на число работоспособных граждан повлияла частичная мобилизация, отмечает Сафонов.

Чтобы обеспечить страну необходимым количеством трудовых ресурсов, работодателям придется прибегать к внешним трудовым мигрантам и к резервной рабочей силе, к которой, в частности, относятся и заключенные.

Кроме того, в России наблюдается острая нехватка кадров в отдельных отраслях. Так, в конце апреля 2022 года ФСИН официально объявила, что рассматривает возможность разрешить привлекать осужденных айтишников к работе в коммерческих IT-компаниях.

В 2022 году приговор о принудительных работах был вынесен только 3566 людям, годом ранее этот показатель был на отметке 1313 человек. Власти полагают, что за счет увеличения инфраструктуры и создания новых рабочих мест эту цифру можно будет существенно увеличить и заменить лишение свободы на принудительные работы тем, кто совершил преступления средней и менее степени тяжести.

Последний раз ФСИН отчитывалась о динамике роста числа исправительных центров в середине марта 2023 года. Тогда их число достигло 367, всего такое количество может принять порядка 40 тыс. осужденных граждан.

Почему это выгодно?

В октябре 2021 года министр юстиции Константин Чуйченко предложил бизнесу к 2030 году создать рабочие места для 70 тыс. осужденных. По его словам, стоимость создания рабочего места для одного заключенного составит порядка 400 тыс. руб., при этом половину расходов возьмет на себя ФСИН.

Учитывая, что заработная плата, которая удовлетворит этого человека, который отбывает наказание в виде принудительных работ, составляет 20-25 тысяч рублей, то, мне кажется, что окупаемость этих инвестиций не превысит полутора лет, а может быть, даже и меньше.

Константин Чуйченко, министр юстиции РФ

По словам Чуйченко, осужденные благодаря созданию новых рабочих мест получат дополнительный стимул подать прошение о переводе на принудительные работы, а затем и на условно-досрочное освобождение. А для работодателей основной плюс заключается в том, что осужденные заинтересованы не нарушать рабочий режим, что снижает риск прогулов или других дисциплинарных нарушений.

Комментируя информацию о росте спроса на труд осужденных, представители ФСИН сказали, что к целям создания новых рабочих мест не относится получение выгоды. В ведомстве считают привлечение заключенных к работе на крупный бизнес «возможностью для их исправления и важнейшим элементом их трудового воспитания и профессионального обучения».

Как к этому относятся граждане России?

В целом, положительно. ВЦИОМ еще летом 2021 года провел опрос россиян и задал им вопрос, как они относятся к тому, что вместо трудовых мигрантов на работу будут привлекать осужденных. Тогда большинство (71%) поддержало эту идею.

В основном сторонники инициативы в качестве аргументов называли возможность для подсудимых возместить ущерб и отработать преступления, принести пользу обществу. Также среди причин было снижение нагрузки на государственный бюджет и шанс для подсудимых заработать деньги для помощи своей семье.

Противники инициативы говорили, что осужденных необходимо изолировать от общества, поскольку они небезопасны для окружающих. Также они высказывали опасения, что заключенные будут плохо работать и отбирать рабочие места, а сам формат сотрудничества с ними напоминает им времена ГУЛАГа.

А сами работодатели как относятся к найму заключенных?

Представители одного из ключевых маркетплейсов Ozon сообщили, что они уже сотрудничают с осужденными и довольны таким форматом. По словам пресс-службы, у заключенных показатели эффективности на четверть выше, чем в среднем у других сотрудников.

Кроме того, сразу на 17% снизилось число случаев невыхода на работу, еще на 9% убавилась скорость «текучки» среди сотрудников. Представители Wildberries и «Яндекс.Маркета» на запрос «Постньюс» на момент публикации не ответили.

Анастасия Мельник