Ebrahim Noroozi/AP/TASS
Ebrahim Noroozi/AP/TASS
власть

«Ничего общего с исламом и гуманностью»: как живут женщины в Афганистане при «Талибане»

Местным жительницам запрещено учиться, работать, посещать салоны красоты и спортзалы. За нарушение закона их ближайшим родственникам грозит тюрьма

Два года назад движение «Талибан» (признано в РФ террористическим и запрещено) захватило власть в Афганистане. За это время талибы внедрили ряд ограничительных законов, которые привели к систематическому ущемлению прав граждан, а ООН призвала Международный уголовный суд (МУС) в Гааге расследовать преступления группировки против женщин и девочек. Рассказываем, как изменилась жизнь женского населения Афганистана, для чего талибы приняли дискриминационные законы и что о происходящем в стране думают за рубежом.

«Мы живы, но это не жизнь»

В мае 2023 года миссия ООН побывала в Афганистане. Во время визита члены делегации поговорили с несколькими жительницами, одна из которых заявила от лица соотечественниц: «Мы живы, но это не жизнь».

Как указали в ООН, с новым приходом талибов к власти афганки не имеют возможности обращаться за помощью к правоохранителям в случае нарушения их прав. Также эксперты фиксируют в государстве резкий рост числа детских и принудительных браков, распространения гендерного насилия и преследований за «нравственные преступления».

Что запрещено женщинам в Афганистане?
  • ходить по улице без паранджи;
  • управлять автомобилем без паранджи и сопровождающего мужчины;
  • летать на самолетах в одиночку дальше чем на 72 км;
  • посещать спортзалы и салоны красоты;
  • посещать парки, где есть мужчины;
  • посещать общественные бани;
  • сниматься для ТВ и рекламы с открытым лицом;
  • учиться и преподавать в школах и университетах;
  • работать в негосударственных организациях и торговых центрах.

За неисполнение законов отца или ближайшего родственника нарушительницы могут посадить в тюрьму или уволить с госслужбы. Подобное может произойти, если женщину несколько раз задержали за нарушение представители специальной шариатской полиции.

Первое время женщины протестовали против введенных новелл. Сейчас это происходит крайне редко из-за жестких пресечений подобных акций властями: в конце декабря женский митинг против запрета учиться в университетах разгоняли водометами и с применением электрошокеров.

Правозащитники уверены, что запрет на посещение общественных мест напрямую связан с пресечением оппозиционных настроений. Они сочли, что новые правила введены талибами для исключения возможности объединения женщин для организации протестных акций и различных движений.

По канонам шариата

После захвата власти в Афганистане талибы пообещали мировому сообществу соблюдать в стране права человека и права женщин в частности. Однако первым делом боевики упразднили работу министерства по делам женщин, заменив его министерством по пропаганде добродетели и предотвращению пороков. Текущее законодательство представители «Талибана» объясняют необходимостью создания в стране «соответствующей исламской среды».

Поначалу движение обещало не лишать девочек и женщин права на образование и работу. Однако позднее в афганистанском минобре пояснили, что женское образование появилось в стране в ХХ веке как «часть иностранной культуры», которую не приветствовали «многие знатоки мусульманского права». Назначенный талибами ректор Кабульского университета Мохаммад Ашраф Гейрат отметил, что женская часть населения не сможет поступать в вузы и работать там, пока в стране не будет установлена «реальная исламская среда».

Что касается салонов красоты, то талибы считают, что подобные заведения накладывают на простые семьи Афганистана «непомерное бремя», а траты на уход за собой в исламе трактуются как напрасное расточительство. По мнению министерства по пропаганде добродетели, отдельные процедуры, такие как выщипывание бровей и наращивание волос, «противоречат шариату».

Необходимость появляться на улице и телевидении исключительно с закрытым лицом и телом радикалы объясняют теми же религиозными нормами. «Женщины должны носить чадари (паранджа синего цвета), поскольку это уважительно и соответствует традициям», — говорится в соответствующем указе.

В конце июня 2023 года лидер талибов Хайбатулла Ахундзада заявил, что движение вернуло афганским женщинам статус «свободных людей». Он пояснил, что радикалы предприняли «необходимые шаги для улучшения положения женщин, чтобы обеспечить им комфортную и благополучную жизнь в соответствии с исламским шариатом».

Реакция в мире

После появления первых ограничительных мер в отношении женщин в Афганистане мировое сообщество резко осудило действия талибов. Ярче всех против текущего законодательства выступает ООН. «Только подумайте, сколько юристов и учителей недосчитается Афганистан, сколько человек не смогут вносить свой вклад в развитие», — заявил верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк.

В стороне не остаются власти США, Европейского союза и отдельные страны, такие как Нидерланды. Активно протестуют также знаменитости: в августе 2022 года голливудская актриса Анджелина Джоли написала колонку для Time, где призвала международное сообщество «не отворачиваться от женщин Афганистана».

Страны с крупным мусульманским населением тоже критикуют действия талибов по отношению к женщинам. В декабре прошлого года Турция, Катар и Саудовская Аравия осудили движение за запрет на обучение в университетах. «Этот запрет не имеет ничего общего ни с исламом, ни с гуманностью», — указал глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу.

Период оттепели

Талибы уже правили Афганистаном — с 1996 по 2001 год. Они потеряли власть, уйдя в подполье после ввода американских войск в страну. Местные жительницы начали возвращать утраченную свободу, но далеко не сразу и отнюдь не легко.

После ухода «Талибана» девочки почти не ходили в школу: местные жители боялись отправлять в учреждения своих дочерей, поскольку члены подполья периодически нападали на учениц и убивали их целыми группами. Все изменилось лишь к 2011 году — тогда в афганистанских школах обучались около 65,6% девочек. Та же положительная динамика была зафиксирована в университетах: женщины не только поступали в вузы, но и стали в них преподавать.

Кроме того, женщинам официально разрешили поступать на службу в армию, управлять автомобилями и становиться профессиональными спортсменками, но с последним пунктом были сложности. В 2008 году на Олимпийских играх в Пекине Афганистан представляла всего одна женщина — 19-летняя бегунья Мехбоба Адьяр. Консервативно настроенные афганцы раскритиковали легкоатлетку, а представители экстремистских группировок угрожали ей убийством по возвращении на родину.

Ситуация стала меняться также в политической сфере. В 2018 году президент Афганистана Ашраф Гани назначил мэром консервативного и провинциального города Майдан-Шара 26-летнюю правозащитницу Зарифу Гафари. После этого Гафари пережила несколько покушений, которые она приписывает талибам, а в 2020 году отца градоначальницы убили перед его домом.

Вернувшие в 2021 году власть талибы стали угрожать Гафари убийством. Тогда вместе со своей семьей она вынужденно мигрировала в Германию через Пакистан, а едва обретенный прогресс в жизни местных жительниц стал постепенно сходить на нет.

Эльнара Синютина