жизнь

Как производство одежды влияет на экологию? И почему секонд-хенды — здоровая альтернатива?

Подержанная одежда снова набирает популярность, следуя философии устойчивого развития
Hugo Clément/Unsplash
Hugo Clément/Unsplash

Рынок подержанной одежды быстро растет и уже сейчас играет важную роль в ограничении ущерба, наносимого текстильным и швейным производством. В честь Дня секонд-хенда разбираемся подробнее.

Как производство одежды влияет на экологию

Некоторые аспекты современной жизни наносят постоянный вред окружающей среде — например, путешествия на самолете, использование одноразовых пластиковых изделий и даже поездки на работу и обратно. Все это мы знаем, но упорно игнорируем, поскольку альтернатив представляется не так уж и много. Но когда речь заходит об одежде, последствия менее очевидны и в то же время более преодолимы.

Поскольку потребители во всем мире покупают все больше одежды, растущий рынок дешевых вещей и новых фасонов наносит ущерб экологии. В Европе компании, специализирующиеся на модной одежде, увеличили производство с двух коллекций в год в 2000-м до пяти в 2011-м. Некоторые бренды предлагают даже больше. Так, Zara выпускает 24 коллекции в год, а H&M — от 12 до 16. Значительная часть этой одежды оказывается на свалке. Ежесекундно сжигается или выбрасывается эквивалент одного мусоровоза, полного различных предметов гардероба.

При стирке одежды в океан ежегодно попадает 500 тыс. тонн микроволокон, что эквивалентно 50 млрд. пластиковых бутылок. Многие из них представляют собой полиэстер — пластик, содержащийся примерно в 60% одежды. При его производстве выделяется в два-три раза больше углекислого газа, чем при производстве хлопка, при этом полиэстер не разлагается в океане.

Индустрия моды ответственна за 10% выбросов углекислого газа. Число превышает последствия всех международных авиарейсов и морских перевозок вместе взятых. По данным доклада Фонда Эллен Макартур, опубликованного в 2017 году, если индустрия продолжит развиваться по нынешней траектории, к 2050-му процент может увеличиться до 26%.

Мир моды также является вторым по величине потребителем воды в мире. Для производства одной хлопчатобумажной рубашки требуется около 2600 л воды. Это как если бы вы выпивали не менее восьми чашек в день в течение трех с половиной лет. В то же время для производства одной пары джинсов требуется около 7500 л воды. Это связано с тем, что и джинсы, и рубашки производятся из очень водоемкого растения — хлопка. В Узбекистане, например, хлопководство израсходовало столько воды из Аральского моря, что оно высохло примерно через 50 лет и сегодня представляет собой лишь пустыню с несколькими небольшими водоемами.

Мода создает проблемы с загрязнением воды. Окрашивание текстиля — второй по величине загрязнитель в мире, поскольку вода, оставшаяся после процесса, часто сбрасывается в канавы, ручьи или реки. В процессе окрашивания используется столько воды, что ею можно наполнять по 2 млн олимпийских бассейнов в год.

Некоторые компании, производящие одежду, начинают менять эти тенденции, присоединяясь к инициативам по сокращению загрязнения текстиля и более рациональному выращиванию хлопка. В марте 2019 года ООН создала Альянс за устойчивую моду, который координирует усилия различных агентств, чтобы сделать эту отрасль менее вредной. Но пока этого недостаточно, поэтому ученые обращаются к простым потребителям и советуют использовать одежду повторно.

В России бережливостью и осознанным потреблением занимается петербургский бренд Jeans Revision (перешивают старые джинсы в сумки), проект «Свалка» (организаторы забирают ненужные вещи и продают их в секонде), Собиратор (собирает вторсырье и отдает на помощь нуждающимся), и многие другие.

Почему стоит присмотреться к секондам

В мире, где TikTok и YouTube стали законодателями моды для поколения Z, появилась здоровая привычка — бережливость. Среди молодежи бытует мнение, что в секондах можно разыскать дешевый винтаж и креативные предметы гардероба, изрядно при этом сэкономив. Но и это еще не самое главное. Вот четыре главные причины, по которым следует обратить свой взгляд на повторное потребление во благо природы.

1. Снижение выбросов парниковых газов

Индустрия, возглавляемая fast fashion, — один из крупнейших загрязнителей окружающей среды в мире. Ежегодно мир моды выбрасывает в атмосферу 1,7 млрд тонн CO2. Это больше, чем от всех воздушных и морских перевозок вместе взятых. При сохранении нынешних темпов роста выбросов парниковых газов в индустрии моды к 2030 году ожидается их увеличение на 50%.

Согласно отчету ThredUp, если бы каждый потребитель купил всего одну подержанную одежду вместо новой, это позволило бы снизить выбросы CO2 более чем на $2 млрд за год, что равносильно тому, как если бы на один день с дорог сошли 76 млн автомобилей, а также сэкономить около 87 млрд. литров воды и 4 млрд киловатт-часов электроэнергии.

2. Уберечь одежду от свалки

Сегодня большинство изделий считаются одноразовыми, поскольку их производство обходится недорого и не имеет долгосрочной ценности. Экономическое давление на дизайнеров и производителей заставляет их производить модную одежду быстрее и дешевле в условиях постоянного спроса.

Покупайте подержанную одежду, чтобы не допустить попадания большего количества текстиля на свалки или в мусоросжигательные печи.

3. Сокращение потребления воды и энергии

Вода необходима не только для выращивания культур во имя производства натуральных волокон — хлопка, льна и конопли, — но и для окрашивания и других процессов.

В отчете Совета министров Северных стран за 2016 год было установлено, что повторное использование и переработка более 100 тыс. тонн ношеного текстиля позволяет сэкономить 70 млн. куб. м воды за счет отсутствия необходимости в производстве новых тканей и материалов.

4. Минимизация использования вредных веществ

Хлопок является основным сырьем, используемым для производства текстиля и одежды во всем мире. К сожалению, для производства 1 кг хлопка необходимо до 3 кг химикатов. По данным отчета Pulse of the fashion industry (2018), на его выращивание расходуется 4% всех азотных и фосфорных удобрений в мире, 16% всех инсектицидов и 7% всех гербицидов. Эти очень токсичные искусственные химикаты загрязняют грунтовые воды и водотоки.

Однако с плюсами секондов согласны не все. По мнению генерального директора компании ReCircled Скотта Кулмана, потенциал перепродажи в исправлении плохой экологической репутации моды слишком преувеличен. Кажется, что многие из вещей можно легко перепродать, но это не так. По словам Кулмана, на этот уровень качества не так-то просто согласиться. Если посмотреть на это с экологической точки зрения, то окажется, что сдавать подержанный свитер в комиссионный магазин не так уж и экологично. Дело в том, что сотрудники тратят время, энергию, деньги, воду и все остальное на его чистку и ремонт (при необходимости). И только затем его покупает кто-то еще. Кулман считает, что с финансовой точки зрения это совершенно бессмысленно. И все же это по-прежнему экологичнее, чем делать выбор в пользу fast fashion.

Невозможно представить, что наше общество полностью откажется от быстрой моды и консьюмеризма. Однако, покупая больше подержанной одежды, вы перестанете тратить деньги на поддержку модной индустрии, загрязняющей окружающую среду.

Анастасия Дегтярева