Почему «Американская история ужасов» все еще популярна и чего ждать от нового сезона
Канал FX показал тизер двенадцатого сезона хоррор-антологии «Американская история ужасов». В продолжении проекта приняли участие ветеран шоу Эмма Робертс, Кара Делевинь и Ким Кардашьян, а за основу сюжета авторы взяли роман Даниэля Валентайна «Нежное состояние». В преддверии премьеры, которая состоится уже 20 сентября, мы решили разобраться, как сериалу удается сохранять актуальность так много лет и заодно рассказать все, что известно о новом сезоне. Вперед!
Как устроена «Американская история ужасов»
Каждый сезон шоу представляет собой отдельный мини-сериал, так или иначе обыгрывающий классические темы хоррор-фильмов. При этом в телеальманахе из года в год появляются одни и те же актеры, но в самых разных образах. За 12 сезонов авторы поведали зрителям о доме с привидениями, психиатрической лечебнице, шабаше ведьм, цирке фриков, отеле, построенном маньяком, секте и других небезынтересных историях.
Создатели проекта Райан Мерфи и Брэд Фэлчак признавались, что с самого начала хотели не просто напугать своих зрителей, но даже немного «вывести их из равновесия» после просмотра. И у них это прекрасно получилось: причем во многом за счет того, что шоураннеры вдохновлялись реальными историями. Например, в первом сезоне («Дом-убийца») авторы осветили жуткое убийство официантки Элизабет Шорт.
Во втором сезоне («Психбольница») сценаристы использовали в качестве прообраза доктора Артура Ардена нацистского врача и кровожадного мучителя людей в Освенциме Йозефа Менгеле. В третьем («Шабаш») упомянули одну из самых жестоких женщин-убийц в истории Нового Орлеана Мадам Лалори. В четвертом не забыли про серийного маньяка Джона Гейси (клоун Твисти). А в пятом и вовсе взяли за основу историю реального «отеля смерти».
Почему этот сериал все еще популярен
В следующих сезонах мы также получили немало исторических отсылок: здесь вам и колония Роанок, и образ лидера секты в «Культе», который был явно списан с Чарльза Мэнсона. Однако, если опустить пугающие первоисточники сериала, можно заметить, что шоу держится не только на них. «Американская история ужасов» — это довольно тонкий и эстетичный камбэк к классическим хоррорам в эпоху массовых переосмыслений жанра и огромного количества психологических триллеров.
Проект приятно удивит людей, ностальгирующих по старым ужастикам: на разных временных отрезках в нем прослеживаются явные реверансы в сторону «Ребенка Розмари» Романа Полански, «Техасской резни бензопилой» Тоуба Хупера, «Сияния» Стэнли Кубрика, «Пятницы, 13-го» Шона Секстона Каннингема и других не менее культовых работ. Кроме того, Райан Мерфи приправил яркие сюжетные повороты и порой пародийное заигрывание с канонами по-настоящему стильным визуальным оформлением: главные примеры — сезоны «Шабаш» и «Отель».
Тем не менее шоу зашло не только фанатам олдскула, но и современному поколению. Отчасти причиной успеха можно назвать законченные сюжетные линии каждого из сезонов (начинать смотреть «Историю» можно примерно с любого) и актеров, которые сопровождают шоу из года в год. Для тех, кто не знаком с проектом, такое решение покажется странным, но на самом деле, наблюдать за перевоплощением любимчиков шоураннеров — отдельное удовольствие.
Но, конечно, к шоу есть вопросы
Вообще Райану Мерфи стоит отдать должное: благодаря его кастинг-таланту мы когда-то узнали об Эване Питерсе (он же недавно снялся в проекте «Монстр: История Джеффри Дамера»), вспомнили про Джессику Лэнг, Кэти Бейтс и даже Маколея Калкина. Его приверженность одним и тем же лицам стала отличительной чертой сериала, но также сыграла злую шутку. Например, актриса Сара Полсон в некоторых сезонах могла сыграть сразу по две, а то и три роли — причем иногда она обретала образы персонажей из уже завершившихся проектов.
Подобные идеи нарушали концепцию антологии и вводили некоторых фанатов в ступор. Но все же на качество шоу и логическое повествование они влияли в меньшей степени. Впрочем, проблема «Американской истории ужасов» заключалась в другом. Многие сезоны шоу оказались довольно затянутыми, из-за чего нагнетание, созданное Мерфи и Фэлчаком, просто теряло свой шарм. И, хоть авторы умело исследовали различные общественные страхи, социально-экономические проблемы, гендерное и расовое неравенство, внушительный хронометраж мог отпугнуть не самого усидчивого зрителя.
В остальном, каждый сезон «Американской истории ужасов» — это законченное и вполне увлекательное произведение. Ну, по крайней мере, пока вы не почувствуете ту самую затянутость. Получится ли у авторов удивить зрителей и не повторить ошибок прошлого — неизвестно, но сюжет продолжения под названием «Деликатный» (свободная адаптация романа Даниэля Валентайна «Деликатное состояние») вот такой. Актриса Анна Олкотт решает родить ребенка с помощью ЭКО, но затем подозревает, что некие зловещие силы препятствуют зачатию. Такие вот страшные дела.