Rostislav Artov/Unsplash
Rostislav Artov/Unsplash
СВО

«Выторговать новые обязательства»: зачем Украине гарантии безопасности от Запада

Вне зависимости от исхода СВО власти Украины намерены обеспечить свою обороноспособность руками западных союзников

СВО еще не завершилась, однако с самого ее начала Украина стремится втянуть Запад в долгосрочное антироссийское противостояние. Киев безрезультатно стремится в НАТО, и ищет у союзников другие гарантии безопасности страны, в частности, ориентируясь на пример Израиля. Рассказываем, на какие варианты гарантий может рассчитывать Украина, чего уже достиг Киев и как к этому относится Россия.

Гарантии безопасности

В марте 2022 году во время одного из раундов переговоров с Россией Украина предложила заключить договор о гарантиях безопасности в обмен на нейтральный статус страны и ее отказ от стремления в НАТО. Ранее Украина уже получала подобные гарантии безопасности.

В ответ на это Москва указала, что подобные гарантии должны распространяться не только на Киев, но и РФ с европейскими странами. «Мы за то, чтобы гарантии безопасности были предоставлены Украине, всем европейским странам, России в соответствие с теми документами, которые многие годы принимались в рамках ОБСЕ и которые провозгласили принцип о том, что никакая страна не будет укреплять свою безопасность за счет безопасности других», — сказал глава МИД РФ Сергей Лавров.

Однако в сентябре офис президента Украины опубликовал рекомендации по проекту договора о гарантиях. В них, среди прочего, Киев выступил за запрет на снятие санкций с РФ, пока та не возместит нанесенный ущерб во время СВО, а также заявил о продолжении курса на вступление в ЕС и НАТО. Тогда РФ не могла поддержать вопрос о гарантиях в обмен на нейтральный статус, поскольку угроза военного присутствия Североатлантического блока была в числе причин начала СВО на Украине.

Стоит отметить, что и Запад не спешит принимать Украину в НАТО. Союзники Киева ссылаются на невозможность совершения этого шага, покуда на Украине будут продолжаться боевые действия, а также на опасения прямой конфронтации с Россией.

Единственный вариант гарантий безопасности, на который Украина полагается сейчас — модернизация ВСУ. С начала СВО Киев активно перевооружается, в чем посильную помощь оказывают западные страны, поставляя в страну вооружения и обучая личный состав. Москва последовательно критикует это, заявляя, что «накачка Киева оружием» лишь затягивает СВО и делает Запад третьей стороной конфликта. К тому же, союзники уже порядком исчерпали собственные арсеналы, а вопросы по денежной помощи Украине вызывают большие споры, как минимум в Конгрессе.

Варианты гарантий, которые идут вразрез с политикой РФ

До старта специальной военной операции Киев рассматривал в качестве одного из вариантов ввод миротворцев ООН в восточную часть Украины по типу действующей миссии Организации между Сербией и Косово. Однако сейчас подобный шаг невозможен, поскольку Донецкая и Луганская народные республики в сентябре 2022-го стали частями РФ по результатам проведенных референдумов, а защита регионов — одна из главных целей СВО.

Другой вариант — еще менее вероятный — возвращение ядерного статуса Украины. При этом в апреле 2023 года экс-президент США Билл Клинтон заявил о сожалении, что настоял на ядерном разоружении Киева: политик счел, что в иной ситуации РФ не ввела бы войска на территорию Украины.

Достигнутое на данный момент

Наиболее значимая подвижка в дискурсе о гарантиях безопасности Украины произошла в июле 2023 года. Тогда на саммите НАТО в Вильнюсе страны G7 подписали декларацию о предоставлении Украине гарантий безопасности. Однако украинский лидер Владимир Зеленский указал, что они не заменят стране членства в НАТО: на саммите Киев получил лишь обещание союзников об упрощенном пути на вступление в блок.

Коротко о гарантиях
  • Развитие оборонной промышленности Украины;
  • Обмен разведданными;
  • Передача современного вооружения, включая средства ПВО, артиллерию, дальнобойное оружие и бронетехнику;
  • Разработки механизма по возмещению Россией убытков, а также продолжение санкционного давления на РФ;
  • В ответ Украину обязали провести судебные и экономические реформы для повышения прозрачности своей политической системы.

После саммита Зеленский сообщил, что к декларации G7 присоединились 12 стран. Среди них: Бельгия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Румыния, Финляндия, Чехия и Швеция. Позднее украинский лидер указал на намерение провести переговоры о присоединении новых государств к гарантиям.

Помимо основных положений, согласно документу, каждый член «семерки» должен провести переговоры с Киевом для решения «конкретных долгосрочных обязательств». Первой страной стали США — именно с Вашингтоном Киев решил создать определить гарантийную модель и для других государств. Позже в Белом доме указали, что Штаты и Украина «агрессивно занимаются» выработкой гарантий.

29 августа газета The Wall Street Journal сообщила, что переговоры по гарантиям могут затянуться до 2024 года. Издание уточняет, что пока диалог на эту тему с Киевом начали только США и Великобритания, Франция планирует присоединиться к ним в ближайшие недели. Кроме того, по данным WSJ, подготовка гарантий займет много месяцев, а у Запада пока нет единого мнения об обязательствах сторон.

Израильская гарантийная модель

28 августа Зеленский заявил, что Соединенные Штаты готовы предоставить Украине гарантии безопасности по типу Израиля. «У нас определенно будет именно такая модель, израильская, та, где есть и оружие, и технологии, и тренировки, и финансы, и так далее», — сказал он. Также политик отметил, что подобная модель гарантий будет действовать вне зависимости от того, кто будет занимать пост президента США, скольку подобным занимается Конгресс.

Гарантии безопасности Израиля

Израиль не член НАТО. Однако государство — один из крупнейших союзников США в ближневосточном регионе. В обмен на поддержку израильской армии США обустроили в стране свои военные базы, которые по сей день — единственные стратегические иностранные объекты на территории Израиля.

Также в 1999 году Штаты подписали с Израилем Меморандум о взаимопонимании. Документ предполагает ежегодные поставки военной помощи на миллиарды долларов.

В конце июля в Белом доме ушли от прямого ответа на вопрос о предоставлении Украине гарантий безопасности по примеру Израиля. «Что мы можем сделать, о чем я говорил ранее, так это помочь Украине выстроить долгосрочные возможности в сфере обороны и сдерживания», — ответил госсекретарь США Энтони Блинкен на вопрос СМИ.

При этом еще до принятия декларации G7 президент США Джо Байден указывал, что Украине могут быть предоставлены такие гарантии безопасности. В середине июня газета The New York Times писала, что Белый дом рассматривал подобные варианты. По данным издания, модель подразумевает «десятилетние обязательства в области безопасности», но обязательства перед Украиной будут «практически наверняка менее долгосрочными».

Российская позиция

Москва четко выступает против членства Украины в НАТО, поскольку, по мнению Кремля, это создаст угрозу суверенитету РФ. При этом Россия не против того, что Киев ищет гарантии безопасности:

«Любая страна имеет право на то, чтобы обеспечить свою безопасность, и, конечно, она вправе выбирать тот способ достижения этой цели, который считает для себя наиболее правильным. Есть только одно ограничение — оно связано с тем, что, достигая безопасности одной страны, не должны создаваться угрозы для другой страны»,— указывал президент РФ Владимир Путин.

Также российский лидер напомнил, что в проекте стамбульского соглашения «подробно были изложены» меры безопасности для Киева и этот документ «в целом» был приемлем для РФ. Однако, со слов Путина, соглашение было «выброшено в мусорное ведро украинским режимом».

Мнение эксперта

Поиск гарантий безопасности — попытка Киева зацепиться за «хоть какие-то суррогаты» в условиях растущего понимания, что Украина не нужна НАТО. Так считает политолог, доцент кафедры политического анализа факультета госуправления МГУ имени М.В.Ломоносова Александр Коньков.

«Киевским властям нужны какие-то осязаемые ориентиры, к которым можно стремиться в продолжении СВО и за которые можно будет спрятаться после завершения боевых действий. У Украины нет собственной повестки, поэтому главная задача — по максимуму выторговывать у Запада все новые и новые обязательства: в данном случае западные страны должны взять на себя ответственность за борьбу с Россией, когда у Украины закончатся все доступные ресурсы», — поясняет он.

Что касается израильской гарантийной модели, то Коньков напоминает, что она — не единый набор мер, однажды установленный между Вашингтоном и Тель-Авивом: «Это целая система соглашений и практик, которая вырабатывалась на протяжении десятилетий. Принципиальный момент — эта модель носит взаимовыгодный характер: США помогает Израилю деньгами и оружием, а Израиль делится с США своими технологиями. В этом смысле страны партнерствуют в реализации взаимовыгодных интересов в регионе».

Эксперт считает, что израильские гарантии не применимы к Украине, поскольку Киев находится в «глубокой зависимости» от США: «В данном случае налицо сугубо патрон-клиентские отношения, в которых все решения принимаются самим Вашингтоном. “Визуализировать” эту систему можно любыми названиями и моделями, однако суть ее останется прежней: в текущих условиях Украина не субъектна в отношениях с США. Любые гарантии на поверку будут определяться “доброй” волей самой Америки, которая будет делать лишь то, что выгодно ей самой».

Коньков уверен, что США, несмотря на свою безусловную заинтересованность к Украине как «тарану» против России, не могут бесконечно снабжать ее. «Нести за нее расходы становится все более обременительно, поэтому связывать себя долгосрочными обязательствами в отношении малопонятной большинству американцев страны становится весьма рискованным — тем более в преддверии президентских выборов», — указывает он.

К тому же Штаты «принуждают» своих союзников к более активным самостоятельным обязательствам в отношении Украины, чтобы, «с одной стороны, снять с себя финансово-политическое бремя, а с другой — “повязать” всех западных игроков долгосрочными “узами” антироссийского противостояния». «Здесь могут быть обязательства на длительную временную перспективу: финансирование украинских военных потребностей и поставку вооружения и техники в рамках распределенных между западными странами лимитов», — считает Коньков.

Россия рассматривает любые западные меры поддержки Украины сугубо как «препятствия» для достижения целей СВО, которые «могут ее замедлить, но не остановить». Поэтому РФ будет адаптировать свои действия в контексте новых угроз по мере их возникновения, указывает политолог.

«Какие-либо условия региональной безопасности Россия будет готова рассматривать исключительно в контексте совместного обсуждения, где нейтралитет Украины — одно из важнейших условий, которое совпадает также с одной из целей СВО по демилитаризации страны. Любые иные варианты блоковых обязательств Украины будут считаться развитием угроз для РФ», — резюмирует Коньков.

Эльнара Синютина