«Тесно связана с Европой»: почему в Грузии решили объявить импичмент президенту Саломе Зурабишвили
Стремление президента Грузии Саломе Зурабишвили увидеть страну в Евросоюзе, возможно, поставило ее карьеру под угрозу. За несогласованные встречи с европейскими лидерами грузинское правительство решило объявить Зурабишвили импичмент, говоря, что она «выказала неуважение к Конституции». Разбираемся, в чем причина конфликта кабмина и главы государства, при чем здесь Украина и приходится ли ждать принудительной отставки Зурабишвили.
«Имеет конкретные причины»
1 сентября правящая партия Грузии «Грузинская мечта» инициировала процедуру импичмента президента страны Саломе Зурабишвили. Об этом сообщил председатель фракции Ираклий Кобахидзе.
До этого партия обвинила Зурабишвили в нарушении грузинского законодательства. Все из-за того, что президент отправилась в Европу для официальных встреч, на что не давал согласия кабмин Грузии.
Да, согласно статье 52 Конституции Грузии. В основном своде законов говорится, что президент представляет государство во внешнем поле, участвует в переговорах с зарубежными странами и мировыми организациями только после одобрения правительства.
Так, кабмин запретил Зурабишвили совершать официальные зарубежные поездки с августа по декабрь 2023 года. В правящей партии пояснили, что некоторые заявления президента в Европе «дискредитировали» парламент.
Как заявил ранее исполнительный секретарь «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе, политик тем самым выказала «неуважение» к Конституции. «Это неодобрение [поездки] со стороны власти имеет конкретные причины. Парламент Грузии не против евроинтеграции страны, и с этим, наверное, все со мной согласятся», — пояснил он.
31 августа Зурабишвили прибыла в ФРГ, где встретилась с немецким коллегой Франком Вальтером-Штайнмайером. Так политик начала ряд официальных встреч с мировыми лидерами в поддержку получения Грузией кандидатства на вступление в Евросоюз. Правительство Грузии не дало одобрения ни на встречу с президентом Германии, ни на другие рабочие переговоры Зурабишвили.
Из Берлина Зурабишвили должна прибыть в Брюссель. Там 1 сентября она намерена встретиться для переговоров с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем. Действия и заявления правящей партии президент не комментировала.
«Вероятность импичмента ненулевая»
Само начало инициации импичмента — «конституционная обязанность партии», указал Ираклий Кобахидзе. При этом глава «Грузинской мечты» признал, что «довести до конца» процедуру, скорее всего, не получится «в нынешней политической ситуации»: «Для этого необходима поддержка 100 парламентариев. И без голосов радикальной оппозиции у него [импичмента] нет перспектив на исполнение».
Несмотря на то, что вероятность импичмента ненулевая, переоценивать ее не стоит. Такое мнение выразил политолог, эксперт консалтинговой группы «Полилог» Александр Хазариди в беседе с «Постньюс».
«Чтобы снять президента в Грузии, требуется 100 голосов членов парламента. У парламентского большинства 84 мандата, и для успешного прохождения процедуры им потребуется еще 16 голосов оппозиции. А, может, и больше, ведь среди 84 депутатов могут возникнуть споры и дискуссии, и кто-то может не поддержать импичмент», — объяснил он.
Ухудшение отношений президента и кабмина
В 2018 году Зурабишвили победила на выборах президента Грузии. Она выдвигала себя как независимого кандидата, но, несмотря на это, заручилась поддержкой «Грузинской мечты».
Однако позже отношения между Зурабишвили и правительством стали ухудшаться. Политический конфликт между кабмином и главой государства начался в 2022 году: после начала СВО РФ на Украине президент часто критиковала «Грузинскую мечту» за «недостаточную солидарность» с Киевом и отказ властей ввести антироссийские санкции.
«Тогда Зурабишвили обвинила “Грузинскую мечту” в любви к России. На фоне конфликта с партией она даже отказалась назначать нескольких послов Грузии, в том числе в ООН. А относительно недавно она раскритиковала возврат прямых рейсов Грузия — Россия, из-за чего конфликт стал открытым»,
一 политолог, эксперт консалтинговой группы «Полилог» Александр ХазаридиЭксперт полагает, что Зурабишвили не планирует «самоустраняться» и добровольно оставлять пост президента, но также она и не готова идти на компромиссы с правительством Грузии. «Если не импичмент, то противостояние будет продолжаться. Как минимум до следующих выборов президента, которые пройдут в 2024 году впервые в формате голосования выборщиков», — указал он.
Европейский курс Грузии
В начале прошлого года Грузия подала заявку на ускоренное получение членства в Европейский союз почти одновременно с Украиной и Молдавией. В начале марта ЕС начал официальное рассмотрение заявок.
В июне Киев и Кишинев стали кандидатами на вступление ЕС, но не Тбилиси. Брюссель пообещал открыть стране «дорогу в Европейскую семью», «как только будут решены оставшиеся приоритеты» и Грузия проведет ряд реформ внутри страны. В их числе, например, «деолигархизация», реформа судов, обеспечение свободы СМИ и другие новеллы.
Попытки Зурабишвили поддержать стремление Грузии в ЕС могут оказаться тщетными, поскольку, по мнению Хазариди, она «де-факто не обладает реальной властью». «Но это не мешает президенту проводить политику по интеграции страны в Евросоюз. Зурабишвили в целом тесно связана с Европой, ведь до политической карьеры в Грузии она работала в министерстве иностранных дел Франции», — сказал он.
Грузинское же правительство, заметил политолог, стоит на позициях «realpolitik» — не придерживаясь конкретного курса по сближению с одним из международных блоков. Со слов Хазариди, кабмин использует преимущества сотрудничества с каждым игроком «в угоду стабильности экономики страны»:
«Отсюда и конфликт: президент продвигает позицию ЕС по введению санкций против России. Правительство Грузии же видит в таком варианте возможный удар по экономике страны и продолжает лавировать между собственными интересами и интересами партнеров из Европы».