СВО

На Украине могут объявить тотальную мобилизацию. Для чего?

Киеву нужно мобилизовать от 300 тыс. до 3 млн человек. Все это — подготовка к кампании 2024 года
EPA/ТАСС
EPA/ТАСС

На Украине говорят о скором начале тотальной мобилизации. Слухи ходят по стране с начала августа. А в последнее время украинские власти стали активно подогревать их: они готовятся призывать ограниченно годных, отменяют отсрочки для студентов и угрожают уехавшим экстрадицией. Разбираемся, как украинские власти расширяют призыв, для чего это делается и может ли мобилизация изменить баланс сил на фронте.

Что происходит на Украине?

За последнюю неделю украинские власти предприняли несколько шагов, которые ужесточают мобилизацию и расширяют пул потенциальных призывников.

3 сентября стало известно, что минобороны Украины разрешило отправлять ограниченно годных на фронт. Для этого ведомство изменило правило военно-врачебной комиссии: всех призывников со «спорными» статьями болезней будут признавать годными к службе по конкретной военной специальности. Военные также снизили требования к состоянию здоровья десантников и морпехов.

В этот же день в Раду внесли законопроект об отмене отсрочек для мужчин старше 30 лет, которые решили получить второе высшее образование. Автор инициативы, представитель президента Украины в парламенте Федор Вениславский, объяснил ее тем, что с начала СВО около 60 тыс. мужчин поступили в университеты для уклонения от мобилизации.

Немногим ранее глава пропрезидентской фракции «Слуга народа» в Раде Давид Арахамия заявил, что Украина будет добиваться экстрадиции из-за рубежа уехавших военнообязанных. 4 сентября польская газета Rzeczpospolita сообщила, что Варшава начала отправлять на Украину уехавших мужчин. Впрочем, пока речь идет об единичных случаях — украинское издание «Страна.ua» пишет, что с учетом сложности процедуры вероятность массовой экстрадиции равна нулю.

Вместе с тем украинские власти продолжают массовые проверки военкоматов. 11 августа Владимир Зеленский уволил всех областных военкомов. В конце месяца он поручил проверить все решения военных комиссий о непригодности к службе. Поводом к столь радикальным шагам также стала мобилизация: власти Украины попытались прекратить коррупционные схемы, которыми пользовались призывники для отъезда за границу.

К чему все это?

Киев принимает новые правила на фоне слухов о скором начале тотальной мобилизации на Украине. Одним из первых об этом заговорил депутат Рады Александр Дубинский.

«Чистка военкомов, переподготовка и отправка новых людей — это подготовка к большой мобилизации, которая будет зимой», — заявил он в ролике, опубликованном на его YouTube-канале.

23 августа Зеленский подтвердил, что военные действительно просят его усилить мобилизацию. Он пообещал выполнить их просьбу после завершения чисток в военкоматах. 27 августа газета Bild со ссылкой на главу СНБО Украины Алексея Данилова также сообщила, что украинские власти планируют новую волну призыва.

При этом Федор Вениславский заявил, что на Украине уже действует всеобщая мобилизация и предпосылок для ее усиления нет. По его словам, призыв идет в «плановом режиме» с начала СВО.

Зачем Украине расширять мобилизацию?

По-видимому, планы по мобилизации связаны с большими потерями ВСУ в ходе кампании 2023 года. По оценкам Минобороны РФ, за три месяца контрнаступления украинская армия лишилась свыше 66 тыс. человек. Еще порядка 55 тыс. ВСУ могли потерять в битве за Бахмут.

При этом с пополнением армии у Киева, судя по всему, возникли сложности. Поток мотивированных солдат иссяк или почти иссяк. Остальные украинцы не очень хотят идти на фронт — с начала года на Украине участились случаи, когда мужчин насильно мобилизовывали прямо на улице. Но и этого, по-видимому, оказалось недостаточно. Ведь военнообязанные массово бегут из страны, либо используют другие лазейки, чтобы избежать призыва.

Украинские власти открыто признают, что проблема уклонистов в последнее время усугубилась. Поэтому они пытаются «перекрыть им воздух». Например, частичная отмена отсрочек для студентов позволит Киеву легально мобилизовать еще 180 тыс. человек.

Счет уехавших за рубеж, судя по всему, тоже идет на десятки, если не сотни тысяч. В прошлом году из Украины официально выехали больше 66 тыс. военнообязанных мужчин — из них порядка 9 тыс. не вернулись обратно. В августе погранслужба Украины раскрыла, что с начала СВО задержала почти 20 тыс. призывников, пытавшихся нелегально пересечь границу. По данным Польши, сейчас в стране находятся 80 тыс. подлежащих призыву украинцев. Сколько еще смогли выехать за рубеж — остается только гадать.

Может ли этот шаг изменить расстановку сил на фронте?

Сложно сказать, потому что мы не знаем точных параметров новой волны мобилизации. Будет ли она действительно тотальной или речь идет только о том, чтобы восполнить потери 2023 года?

Бывший посол ЛНР в России Родион Мирошник считает, что для компенсации потерь Киеву необходимо мобилизовать дополнительно 300 тыс. человек до весны следующего года. Немецкое издание Die Welt убеждено: для выполнения всех поставленных задач ВСУ надо не меньше 3 млн человек.

Эксперт центра военно-политической журналистики Борис Рожин называет инициативы Киева по призыву ограниченно годных «обычным развитием событий» для воюющей страны.

«Ключевой эффект от призыва этих категорий — возможность бросить на фронт всех годных к боевым действиям, не оставляя их в тылу, где их могут заменить люди с теми или иными ограничениями», — пишет он своем Telegram-канале, отмечая что это позволит ВСУ и дальше поддерживать численность войск на фронте.

Сооснователь проекта «Ватфор» Сергей Полетаев убежден, что масштабы мобилизации и ее эффект будут зависеть от западной помощи. Даже если Киев расширит ВСУ на 1,5-2 млн человек, то без новых, более масштабных поставок, эта толпа не сможет наступать. Вместе с тем пары сотен тысяч человек хватит, чтобы держать оборону.

«В обороне сидеть проще, особенно если это оборона в городе, и для обороны не так важна тяжелая бронетехника и артиллерия, которых у ВСУ не хватает… Без западных поставок наступать эта масса солдат вряд ли сможет, а вот обороняться — вполне, — пишет Полетаев. — В целом, похоже, что стороны начали готовиться к кампании следующего года. Она обещает быть более масштабной и, кто знает, возможно, решающей».

Виталий Рюмшин