Последний рывок на юг: действительно ли ВСУ «прорвали» оборону ВС РФ на Запорожье?
Украинские чиновники вовсю рапортуют о «прорыве» российской обороны в Запорожской области. Поводом стал отход ВС РФ из поселка Работино, а также продвижение ВСУ к поселку Вербовое. Разбираемся, был ли «прорыв», что на самом деле происходит на фронте в районе Работино и почему это может быть последним этапом украинского контрнаступления.
Что происходит на фронте?
Во второй половине августа украинским войскам удалось вклиниться в передовые позиции российской армии в Запорожской области. ВСУ продвинулись на участке фронта между селами Работино и Вербовое, которые располагаются под городом Орехов.
Командующий группировкой «Таврия» Александр Тарнавский интерпретировал произошедшее как прорыв первой линии обороны ВС РФ. По его мнению, дальше продвижение ВСУ будет проходить легче, потому что следующие линии обороны России якобы не такие укрепленные.
6 сентября врио главы Запорожской области Евгений Балицкий сообщил, что российские войска также отошли из Работино. Село находится западнее главного направления удара ВСУ, бои за него велись с самого начала контрнаступления.
«Российская армия тактически оставила этот населенный пункт, потому что держаться на голой плоскости, когда нет возможности совершенно вкопаться… в общем-то, не представляется целесообразным», — пояснил он в эфире «Соловьев Live», добавив что ВС РФ заняли более удобные позиции на высотах к югу от Работино.
Глава запорожского общественного движения «Мы — вместе с Россией» Владимир Рогов и аналитические Telegram-каналы уточняют, что ВСУ также не смогли взять Работино под контроль. Закрепиться там и двинуться к поселку Новопрокоповка им мешает российская артиллерия. Обстановка аналогична ситуации с селом Пятихатки на Западе — ВС РФ отошли оттуда в июне, но поселок так и остался в серой зоне из-за действия артиллерии.
Это прорыв или еще нет?
Спустя три месяца боевых действий ВСУ действительно дошли до переднего края первой линии российской обороны. Он как раз проходит в районе Вербового. Однако говорить о решающем прорыве преждевременно.
Чтобы прояснить ситуацию, нужно обратиться к топографии местности. В июне-июле ВСУ пытались наступать по высотам в сторону Работино и Новопрокоповки. Когда атака там захлебнулась, они решили обойти Работино по низинам на востоке и прорваться через позиции ВС РФ возле Вербового.
Продвинуться по низине оказалось легче. Но так группировка ВСУ оказалась в уязвимом положении. Дело в том, что ВС РФ удерживают господствующие высоты на флангах. Это позволяет контролировать передвижение украинцев, нанося удары по наступающим в низине частям.
ВСУ необходимо расширить клин — только так они смогут создать надежный плацдарм и наступать дальше. Для этого им нужно добиться устойчивого контроля над Работино и, желательно, Новопрокоповкой. И только затем пытаться прорвать основную линию обороны, которая находится в нескольких километрах южнее.
В ином случае украинцы рискуют завязнуть в хорошо простреливаемом огневом мешке. Из такой позиции они вряд ли преодолеют российские укрепления. Более того — если ВСУ продолжат растягивать фланги, продвигаясь вперед, они с большой долей вероятности подставятся под контрудар ВС РФ и попадут в котел.
Что будет дальше?
У Украины остается очень мало времени на прорыв южного фронта. Уже вскоре в регионе начнется осенняя распутица, и линия соприкосновения вынужденно встанет.
Ситуация для ВСУ осложняется и тем, что для взятия Работино и углубления в оборону ВС РФ им потребовалось ввести в бой оставшиеся доступные резервы. Об этом говорит появление на фронте 82 бригады, вооруженной британскими танками Challenger 2 (один из них подбили под Работино). Это уже третий эшелон контрнаступления и последняя из сформированных бригад, которая готовилась на Западе и до последнего держалась в тылу.
Учитывая, что ВСУ бросили все резервные соединения только для того, чтобы преодолеть предполье, не совсем понятно, кто будет помогать им развивать успех в случае преодоления обороны ВС РФ. Возможно, Киев все-таки последует совету американцев и снимет часть подразделений с других участков фронта. Это позволит поддерживать темп наступления еще какое-то время, но рискует создать бреши в обороне ВСУ — например, под Купянском.
Сооснователь проекта «Ватфор» Сергей Полетаев отмечает еще одну проблему: ВСУ двигаются слишком медленно, что позволяет ВС РФ реагировать и выстраивать дополнительные рубежи в опасных местах.
«В некотором смысле, ВСУ сейчас в худшем положении, чем три месяца назад: тогда они пользовались преимуществом выбора направления удара, а сейчас уже все, из колеи под Работино никуда не деться, и с большой вероятностью понятно, что и как они будут делать», — пишет он, отмечая что из-за ограниченности по времени украинцы, скорее всего, уже не выйдут на оперативный простор.
Похожие оценки представляет и журнал The Economist. Директор по анализу Агентства военной разведки Пентагона Трент Молл оценивает вероятность прорыва до конца года в 40-50%, признавая что сделать это будет «очень трудно». «Если Украина расширит фронт вокруг Работино, удержит свои позиции и продолжит приток боеприпасов, то у нее будут хорошие возможности для нового рывка в 2024 году», — сказал он журналистам.
Другие американские чиновники, которых опросил The Economist, более пессимистичны. Они считают, что ВСУ могут наступать еще максимум 6-7 недель. При этом многие сомневаются в способности украинцев продвинуться достаточно далеко из-за колоссальных потерь, понесенных при попытке штурмовать предполья.