жизнь

Речь или логика: ученые выяснили, что из этого у младенцев развивается быстрее

Оказалось, что взрослый тип мышления закладывается почти с рождения
Ana Tablas/Unsplash
Ana Tablas/Unsplash

Как мы приобретаем знания об окружающем мире? Семья и школа не единственные факторы. Природное логическое мышление также способствует процессу обучения. Нейробиологи давно бились над загадкой: предрасположены ли младенцы, еще не научившиеся говорить, к подобным логическим рассуждениям. И наконец нашли ответ.

Логика или речь

Новое исследование показывает, что естественное логическое мышление существует как минимум с 19-месячного возраста, не зависит от знания языка и развивается в основном с помощью стратегии исключения. Другими словами, если малыши сталкиваются с неизвестной реальностью, они пытаются проанализировать ее и прийти к какому-то выводу, исключая те варианты, которые невозможны, в соответствии с их уровнем знаний на тот момент.

Исследователи проанализировали важность двух стратегий решения проблем, связанных с неопределенностью: ассоциации и исключения (устранения дизъюнкции). Первая стратегия означает, что малыши, услышав новое слово, которое относится к двум незнакомым объектам перед ними, мысленно ассоциируют этот термин с каждым из них. Впоследствии они будут ассоциировать термин с тем объектом, с которым название сочетается лучше.

Вторая стратегия (исключение) объясняет, как малыш выучивает новое слово с помощью логических рассуждений, исключая альтернативные варианты. Например, если ребенок видит два объекта (A и B) и слышит незнакомый термин, который, как он знает, не A (потому что он знает название A), то он определит, что это название как B. Согласно результатам исследования, в мышлении младенцев эта стратегия преобладает.

Как проводилось исследование

Ученые провели два эксперимента с монолингвальными (изучали один язык) и билингвальными (изучали сразу два языка) 19-месячными детьми. Анализ каждой группы был крайне важен для определения зависимости дедуктивных процессов от лингвистического опыта.

В первом эксперименте участникам показывали два объекта, которые они ассоциировали с одним из услышанных слов с помощью различных тестов. Сначала они должны были посмотреть на два знакомых им предмета (например, ложку и печенье) и, услышав термин (например, ложка), соотнести его с одним из них. Во втором тесте младенцам показывали знакомый объект (например, яблоко) и незнакомый (например, карбюратор), и они слышали слово, соответствующее известному объекту (яблоку), которое должны были опознать.

Во втором эксперименте использовались два небольших предмета, каждый из которых ассоциировался со звуком. Затем эти предметы накрывались, чтобы ребенок их не видел, а один из них помещался в стакан. Когда их открывали, малыш мог видеть только один из двух предметов и должен был методом исключения угадать, какой из них находится в стакане. В следующем тесте (когда оба объекта были закрыты и не меняли положения) младенец слушал звук, ассоциирующийся с одним из них, и анализировалось, посмотрел ли он в направлении правильного объекта.

Во всех тестах оценивался характер движения взгляда. Например, при рассуждении методом исключения малыши смотрят на объект А и, если они исключают, что услышанный термин относится к нему, то переводят взгляд на В. В итоге оказалось, что в задаче на сопоставление слов как двуязычные, так и одноязычные младенцы демонстрируют паттерн окуломоторного контроля, который ранее был признан отличительной чертой рассуждений у взрослых и детей.

Одним словом, результаты исследования не выявили существенных различий между логическим мышлением монолингвальных и двуязычных младенцев. Это подтверждает отсутствие его зависимости от знаний языка. Получается, естественное логическое мышление проявляется уже в возрасте до 19 месяцев.

Анастасия Дегтярева