жизнь

Отец КамАЗа. Чем запомнится легендарный Лев Васильев

Создатель самого популярного в России грузовика умер в понедельник на 99-м году жизни
Валентин Черединцев/ТАСС
Валентин Черединцев/ТАСС

21 августа в возрасте 98 лет умер Лев Васильев, создатель КамАЗа и первый генеральный директор компании. Под его управлением с 1969 по 1981 годы завод выпустил более 300 тыс. грузовиков, которые до сих пор остаются лидерами продаж в России. Вспоминаем путь Льва Васильева и историю побед его главного детища.

Ранние годы

Лев Васильев родился в Москве 7 февраля 1925 года. Первой работой для него стала должность шофера при автобазе Наркомата речного флота СССР. С началом войны он отправился на фронт, а после возвращения начал работать на Московском заводе малолитражных автомобилей. Параллельно с этим Васильев поступил на вечернее отделение Московского автомеханического института на специальность «инженер-механик».

За десять с лишним лет он проделал путь от рядового инженера до директора завода. В 1968 году его назначили заместителем министра автомобильной промышленности, а с сентября 1969 года Васильев одновременно с этим руководил запуском только строившегося в то время комплекса заводов дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъемности. Немного спустя именно это предприятие получит название КамАЗ.

С первых дней строительства Лев Борисович приехал в чистое поле и с соратниками смогли за шесть лет создать автомобильный завод.

Наиль Магдеев, мэр города Набережные Челны

16 февраля 1976 года с конвейера сошел первый грузовик КамАЗ-5320, до сих пор этот автомобиль остается лидером среди всех грузовиков в России. Только за первый квартал 2023 года было продано 26,7 тыс. автомобилей — на 20% больше, чем в конце 2022 года.

Первые КамАЗы

Предприятие решили построить в Набережных Челнах, городе с очень развитой по тем временам инфраструктурой. КамАЗ стал градообразующим предприятием и только за пять лет с 1970 по 1975 год население города выросло в шесть раз: с 37 тыс. до 231 тыс. человек. На сегодняшний день в Набережных Челнах свыше полумиллиона жителей.

Камский завод активно сотрудничал с зарубежными компаниями — оборудование для сборки коробок передач закупили у немецкой компании Liebherr, а завод по производству двигателей построили по проекту французской Renault. А вот конструкцию разработали собственными силами совместно с ЗИЛом — в условиях холодной войны ведущие зарубежные компании опасались сотрудничать с Советским Союзом.

Специально для КамАЗа спроектировали новый двигатель, 210-сильный агрегат объемом более 10 литров. Была как менее производительная версия на 180 л.с., так и более производительная на 160 л.с. Коробка передач — пятиступенчатая механика с делителями. По сути, передач было 10, что позволяло наиболее эффективно использовать двигатель. Конструкцию полуприцепов разработали на Одесском автосборочном заводе, а Минский автозавод создал самосвальные установки.

В целом для Советского Союза КамАЗ оказался передовым и во многом революционным автомобилем. В частности, бескапотная компоновка стала для рынка прорывной. Уже к концу 1977 года завод выпустил 22 тыс. грузовиков, а осенью 1988 года с конвейера сошел миллионный КамАЗ.

Жизнь завода в 90-е

В августе 1990 года КамАЗ перевели в Акционерное общество, после чего у компании началась череда трудностей — одновременно на отечественном рынке увеличилось количество западных конкурентов, что существенно снизило объем продаж. Мощности частично простаивали, из-за чего финансовое положение завода только усугублялось.

Еще сильнее по состоянию КамАЗа ударил пожар в апреле 1993 года, который полностью уничтожил завод. Но тогда благодаря дотациям со всей страны, предприятие не просто быстро восстановили, но и ввели в эксплуатацию новейшее оборудование.

Уже в декабре того же года в Набережных Челнах возобновили выпуск двигателей. После пожара дела завода пошли в гору, было разработано несколько новых моделей, а в 2008 году немецкий концерн Daimler, в который входит Mercedes-Benz, приобрел 10% акций отечественной компании.

Первые гоночные КамАЗы

Помимо производства грузовых автомобилей, КамАЗ активно и очень успешно участвует в автоспорте. Заводская команда «КамАЗ-мастер» в ралли «Шелковый путь-2019», которое проходило в Китае, заняла все три первых места в зачете грузовиков, команда из Набережных Челнов опередила ближайшего конкурента на два часа.

Первый раллийный автомобиль построили в 1988 году. От обычной модели его отличала более жесткая подвеска и турбонаддув двигателя. Последнее, впрочем, не существенно сказалось на мощности — пиковая отдача мотора достигала всего 290 л.с. Со временем, конечно же, мощность форсировали до 430 сил.

На ралли «Париж-Дакар» 1991 года команда КамАЗа смогла финишировать второй в грузовом зачете. С этого момента началась история доработок и побед отечественных грузовиков. К 1994 году инженеры создали по сути абсолютно новый грузовик со среднемоторной компоновкой, прямой рамой и огромными 25-дюймовыми колесами. Эта модификация продержалась в автоспорте порядка пяти лет и дважды побеждала в ралли: в 1996 и 2000 годах.

К 2001 году Международная автомобильная федерация запретила среднемоторную компоновку и грузовик снова пришлось переделывать. Мотор перенесли под кабину, а его мощность довели до впечатляющих 830 л.с., в паре с ним работала 16-ступенчатая механическая коробка передач. Уже на Дакаре 2002 года грузовик дебютировал и сразу занял первое место.

Модификация, которую представили в 2002 году с двумя турбокомпрессорами оказалась одной из самых успешных в истории. Силовая установка позволяла разгонять огромный грузовик до 100 км/ч всего за 10 секунд — это быстрее, чем у современного Hyundai Solaris. С этим грузовиком «КамАЗ-мастер» четыре года подряд занимали первое место в ралли по Северной Африке с 2003 по 2006 годы.

Последние годы жизни Льва Васильева

В 80-х годах Васильева перевели в Москву на должность генерального директора «Москвича», а к 1984 году он стал министром машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. За выдающиеся успехи получил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1988 года Лев Васильев работал заместителем председателя Государственной комиссии по военно-промышленному комплексу, а в 1990 году вышел на пенсию.

Сам Васильев говорил, что доволен прожитой жизнью.

Конечно, я счастливый человек. Я доволен. Пусть кто-нибудь другой попробует пройти такую школу. Очень благодарен родителям. Жалко, что отец умер рано. Он видел меня за рулем „Опеля“, который по репарации поступал из Германии. На этой машине я приехал к нему в больницу. Но отец не успел узнать, что его сын стал директором завода. Жаль. Ну, что сделаешь.

Лев Васильев, создатель КамАЗа
Анастасия Мельник