AP/ТАСС
AP/ТАСС
власть

Коллективный Запад или глобальный Юг? Кто «победил» на саммите G20 в Индии

Рассказываем о пяти главных итогах исторической встречи «Большой двадцатки»

10 сентября закончился саммит G20 в Нью-Дели. Это была 18-ая и, пожалуй, одна из наиболее важных встреч за всю историю «Большой двадцатки». Подготовка к мероприятию была очень напряженной, да и сама встреча прошла под знаком противоборства Запада и стран глобального Юга. Кто вышел из него победителем и какие итоги были у саммита G20 — рассказываем.

1. В G20 появился новый участник

Им стал Африканский союз (АС) — международная организация, объединяющая все 55 государств Африки. Принятие АС стало первым расширением G20 с момента ее основания в 1999 году. Организация присоединилась к группе в качестве постоянного члена — так же, как и Евросоюз.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди объявил о расширении в самом начале саммита. Во время вступительной речи он торжественно пригласил президента Коморских островов и председателя АС Азали Ассумани занять место среди членов G20. Ассумали признался, что на эмоциях чуть не расплакался. Моди же понадеялся, что расширение «усилит голос глобального Юга»

Моди настаивал на принятии Африканского союза с июня, поэтому этот шаг — большая дипломатическая победа Индии. Африка тоже в плюсе. До этого континент представляла только ЮАР, теперь же у группы есть посредник, через которого они могут общаться разом со всеми африканскими государствами. Насколько такой диалог будет эффективным (учитывая количество членов АС и разницу в их интересах) — покажет время.

Итог: победа глобального Юга. «Двадцатка» станет инклюзивнее, а совокупное влияние Запада в ней низится. Остается один вопрос: оставит ли G20 прежнее название или станет G21.

2. Украина осталась в стороне

В прошлогодней декларации G20 по итогам саммита в Бали упоминалось, что «большинство стран осудили боевые действия на Украине». В этот раз «двадцатка» решила не упоминать Россию в контексте этого конфликта. Вместо этого она признала «различие взглядов и оценок ситуации на Украине», призвала соблюдать устав ООН и отметила «решающее значение мирного разрешения конфликтов».

Украинский вопрос был самой сложной частью работы над итоговой декларацией. Представитель РФ в G20 Светлана Лукаш рассказала, что для согласования текста понадобилось 200 часов «безостановочных переговоров». Представитель Индии Амитабх Кант признался, что никто не ожидал успеха.

По словам западных дипломатов, они согласились на компромиссный вариант ради сохранения G20. Вместе с тем газета Financial Times рассматривает «мягкую» декларацию как провал США и их союзников — за год напряженной дипломатической работы им так и не удалось убедить остальных занять их сторону в украинском вопросе.

Итог: победа глобального Юга. Глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что именно его позиция позволила не допустить «украинизации» повестки G20 и сосредоточиться на «насущных задачах развивающихся стран».

3. Поговорили про зерновую сделку

Еще один примечательный пункт итоговой декларации — позиция G20 по зерновой сделке. Группа призвала полностью выполнить соглашение и подчеркнула важность обеспечения поставок российских зерна и удобрений на мировые рынки.

Бурная работа по этому вопросу шла и в кулуарах. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел серию двусторонних встреч с лидерами некоторых стран G20, чтобы убедить их пойти навстречу России. После саммита он публично призвал Запад выполнить обещания по сделке.

Агентство РИА «Новости» со ссылкой на источники в администрации президента Турции назвало переговоры Эрдогана «конструктивными». Принесут ли они плоды — вопрос пока что открытый.

Итог: ничья. Глобальный Юг усиливает давление на Запад, чтобы облегчить доступ к российскому продовольствию. Но позиция США и Европы пока не изменилась.

4. США закатили большую стройку

В ходе саммита президент США Джо Байден анонсировал масштабный транспортно-экономический проект, который соединит Индию, Ближний Восток и Европу.

Американский план предполагает развитие портовой инфраструктуры, которая позволит перевозить индийские товары на Ближний Восток. Следующий этап — соединить железнодорожные сети ближневосточных стран, что обеспечит доставку продукции уже в Европу. Помимо Индии и ЕС, в инициативе примут участие Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания и Израиль. Стоимость коридора, а также ориентировочная дата его запуска остаются неизвестными.

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен считает, что проект повысит эффективность торговли между ЕС и Индией на 40%. Китайское издание Global Times называет его попыткой соперничать с аналогичным проектом КНР «Один пояс — один путь».

Итог: победа Запада. США стремились напомнить глобальному Югу, что сотрудничать с ними по-прежнему выгодно. Заключение большой инфраструктурной сделки без участия (и без особого противодействия) Китая показывает, что у них это получилось.

5. Индия переименовалась

Немало шума наделала и внезапная смена вывески у индийского правительства. На саммите в Нью-Дели вместо привычного всем слова «Индия» красовалось необычное слово «Бхарат»: его писали в официальных пригласительных, оно же было на табличке с обозначением страны, под которой выступал Нарендра Моди.

Что это значит, пока неясно. Бхарат — официальное название Индии на хинди. Местные СМИ пишут, что правительство Моди намерено переименовать страну и на международной арене, причем уже в ближайшее время. Члены правящей в Индии партии «Бхаратия джаната пати» тоже говорят, что от старого названия страны надо избавиться как от пережитка колониального прошлого. Индийские чиновники утверждают: Бхарат и так закреплен в индийской конституции, поэтому никаких перемен не будет.

Возникшая, казалось бы, из ниоткуда дискуссия тесно связана с возросшим весом Индии на мировой арене. На G20 Нью-Дели удалось найти общие точки соприкосновения у стран с противоположными друг другу интересами. За пару недель до этого Индия успешно посадила космический аппарат на Луне. Азали Ассумани уже объявил Индию «сверхдержавой, которая превзошла Китай». Вполне возможно, что этой сверхдержавой станет Бхарат.

Итог: удивительно, но это победа Запада. Индия (Бхарат) доказала, что она — абсолютно самостоятельный игрок на международной арене. Это большое облегчение для США и ЕС: теперь они могут рассчитывать как минимум на ее нейтралитет в будущем противостоянии с Китаем.

Что в сухом остатке?

Парадоксально, но саммитом G20 в Нью-Дели остались довольны все. Россия получила, что хотела: глобальный Юг «прогнул» Запад с мягкими формулировками по Украине и недвусмысленно дал понять, что ждет от него выполнения зерновой сделки. Африке дали возможность сидеть за одним столом с богатейшими странами планеты — это, несомненно, большая победа для континента.

Вместе с тем США и их союзники сумели сохранить лицо. Они уехали из Нью-Дели с большим инфраструктурным проектом и гарантиями, что набравшая сил и уверенная в своих силах Индия не станет младшим партнером Китая.

Неясным остается одно: а что Китай? Си Цзиньпин не приехал в Нью-Дели без видимых причин. Китайские дипломаты на удивление тоже не отметились там громкими инициативами. Возможно, СМИ были правы: Пекин разочаровался в G20 из-за доминирования там американской повестки и намерен сосредоточиться на развитии альтернативных клубов глобального управления, вроде БРИКС. А, возможно, Пекину и Вашингтону попросту не о чем разговаривать.

Виталий Рюмшин