сериалы

Cyberpunk 2100: каким получился комедийный сай-фай «Кибердеревня»

Шоу может не зайти тем, кто скептически относится к фантастике и киберпанку. В остальном, это яркий проект о технологиях, больших корпорациях и дружбе
«Кинопоиск»
«Кинопоиск»

23 сентября на «Кинопоиске» выйдет сериал Сергея Васильева «Кибердеревня». Продолжение одноименной серии вирусных YouTube-роликов о жизни русской кибердеревни на Марсе расскажет об уже знакомом зрителям Николае и его борьбе за существование фермы. Несколько лет назад амбициозный проект выпускника ВГИКа впечатлил экс-главу «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина и сколотил довольно мощную фан-базу. Рассказываем, каким получился его спин-офф.

О чем вообще «Кибердеревня»

Сериал начинается с ретроспективного видеоролика, в котором молодые изобретатели Коля и Костя (их компания называется Izhevsk Dynamics) создают «переселятор сознания». С его помощью можно перенести сознание человека в другое тело, чтобы продлить жизнь. К сожалению разработчиков, технология дает сбой, и отчаявшиеся молодые люди решают начать новое дело — создавать роботов. Несмотря на то, что в 2085 году ими не занимался только ленивый, они продумали утопическую концепцию с лаконичным слоганом «Робот в каждый дом».

Прошло 15 лет — к тому моменту дуэт визионеров распался. Константин Барагозин стал руководителем огромной корпорации по производству тех самых роботов, а некогда идейный, но коммерчески безуспешный Николай занялся фермерством на Марсе (позднее мы узнаем, что друг его обманул и лишил места в фирме). Вместе со своей семьей Коля живет в кибердеревне, где ведет роботизированное хозяйство: разводит коров с QR-кодами и летающих дронов, выращивает фрактальные огурцы, а также генетически модифицированный чайный гриб. Время от времени жена «пилит» гика по видеосвязи, а младшая дочь помогает Николаю в реализации идей самых разных степеней безумия.

Параллельно с этим Коля записывает видеоблог на ломаном английском (удивительно, но в 2100-м еще не придумали нейросеть-переводчик HeyGen!), в котором рассказывает о преимуществах кибердеревни и ее невероятных технических возможностях. Идиллия рушится, когда у старого товарища фермера начинаются проблемы с бизнесом: акционеры недовольны тем, как развивается Izhevsk Dynamics, и Косте приходится лететь на Марс, чтобы построить там новый завод для создания роботов. Загвоздка заключается в том, что для реализации предприятия ему нужно выселить оттуда людей. И, как назло, последними несогласными покинуть зону стали как раз Коля и его семья.

«Кинопоиск»
«Кинопоиск»

Чем привлекает сериал

Изначально проект, созданный выпускником ВГИКа Сергеем Васильевым, существовал только на YouTube-канале Birchpunk («Березовый панк»). На нем выходили короткометражные фильмы о России будущего в стилистике киберпанка, а первой работой стало как раз видео про «Русскую киберферму». Именно эта история легла в  основу сериала: как вы уже поняли, теперь Николаю придется спасать свой дом и любимую ферму на красной планете, противостоя большой корпорации.

От своего предшественника проект вобрал все самое главное: колоритных героев и полюбившиеся элементы дополненной реальности. При этом за несколько лет тренд на киберпанк усилился, а интеграция современных технологий в российско-сельскую действительность не перестала поражать и смешить. В первых сериях шоураннеры показали удивительный и крайне проработанный мир с киберберезками (они, кстати, управляют погодой), забавными роботами-работягами и летающими УАЗами «буханками».

Кроме того, авторы попробовали предсказать, каким будет наш быт в следующем веке. Благодаря Izhevsk Dynamics и концепции «Робот в каждый дом» люди в 2100 году полностью перешли в режим стриминговой жизни, где все вокруг буквально существует по платной подписке: холодильник, итальянские обои (которые пропадают по щелчку пальца) и даже жена с детьми. У одного из второстепенных героев семья — хорошо продуманная физическая голограмма. Звучит жутковато, но зато любой скандал можно поставить на паузу — прям как в том фильме с Адамом Сэндлером.

«Кинопоиск»
«Кинопоиск»

Юмор и рассуждение о будущем

Помимо колоритного межпланетного сеттинга, в который умещаются не только марсианская деревня, но и, например, роскошный космический корабль (напоминает хайтек-виллу), «Кибердеревня» обладает довольно тонким ненавязчивым юмором. Герои говорят, что живут «не в 21 веке», а значит, жилье отбирать ни у кого нельзя; грозят друг другу «гниением на юпитерском централе»; а порой мило очеловечивают роботизированных созданий — тот же самый УАЗ обижается, когда его называют рухлядью.

Васильев и шоураннеры создали ироничный, но позитивный альтернативный взгляд на далекое будущее. Вместо того, чтобы демонизировать технологии, они показали две стороны прогресса. С одной — роботы могут быть друзьями и помощниками, с другой — они могут мешать людям жить (с подачи безнравственных корпораций). С должным себе юмором сериал вслед за YouTube-шоу показывает, что главная опасность будущего не в роботах, а в людях.

Впрочем, «Кибердеревня» рассуждает не только о будущем, но и фокусируется на вполне извечных земных проблемах. Магистральной темой первых эпизодов становится не только киберюмор, но и дружба между двумя людьми. Людьми, которых разделили разные цели, интересы и, судя по всему, морально-этические ценности. Удастся ли им перебороть взаимную ненависть, найти точки соприкосновения и наконец не противодействовать друг другу — неизвестно. Но почти очевидно.

При всей своей обаятельной наивности и игре в киберпанк, уже во втором эпизоде сериала складывается ощущение, что шоураннеры вряд ли хоть немного удивят нас сюжетными ходами. Главный злодей, карикатурный богач Барагозин, вероятно, встанет на путь истинный, а протагонист и его семья вернут любимую деревню. Но несмотря на предсказуемость, недвусмысленные подсказки и некоторые клише, «Кибердеревня» не вызывает раздражения и просто веселит.

Никита Прунков