Почему сериал «Крутая перемена» заставляет приятно ностальгировать
В онлайн-кинотеатре Start вышли первые эпизоды сериала «Крутая перемена» с Никитой Ефремовым. Проект, заявленный как драмеди, рассказывает историю мужчины, который решает вернуться в родную глубинку и сменить предпринимательскую деятельность на педагогическую. Мы посмотрели две вышедшие серии и теперь рассказываем, чем примечательно шоу Карена Оганесяна.
В центре сюжета — молодой человек Андрей Ларионов (Никита Ефремов), который живет в Москве и занимается бизнесом. Его последний стартап — десерты для домашних животных — как и все остальные идеи Андрея, провалился. Тогда старый друг и его единственный инвестор (Беник Аракелян) предлагает бесталанному предпринимателю вернуться в родной Арзамас и стать учителем. Тем более, что так он сможет получить миллион по федеральной программе «Земский учитель» и рассчитаться с товарищем.
Герой Ефремова соглашается на авантюру и возвращается в глубинку. Правда, спустя годы в школе многое изменилось: мама Андрея (Евгения Дмитриева) — некогда директор и заслуженный учитель России — умерла. Теперь учреждением временно заведует его юношеская любовь Оля (Ольга Медынич). И хоть Ларионов уверяет окружающих, что он приехал в Арзамас продолжить дело почившей Татьяны Михайловны, по сути ему просто нужны деньги.
Учитель также пытается продать семейный дом, уверяя риелтора, что именно в нем Пушкин писал «Евгения Онегина». Для завершения сделки ему нужно согласие отца (Игорь Черневич), отбывающего срок в местной тюрьме. Отношения у них, мягко говоря, натянутые, поэтому Андрею приходится выйти на вторую работу — учителем в вечерней школе при колонии. С этого момента жизнь Ларионова делится на две удивительные части: в одно время он прививает любовь к литературе детям, а в другое — преступникам.
Чем примечателен сериал? Спойлер: главным героем
Релиз сериала состоялся 1 сентября, и выбор даты, конечно, был неслучайным. С первых секунд «Крутая перемена» погружает в атмосферу дня знаний — начиная с заглавной песни «Чему учат в школе» в исполнении детского хора и заканчивая периодическими флешбэками героев из детства. Вышедшие эпизоды авторы привязали к двум классическим произведениям — «Горе от ума» Грибоедова и «Преступление и наказание» Достоевского.
В первой серии Андрей Ларионов развеивает истинные мотивы Чацкого из комедии Грибоедова — мол, тот вернулся в дом Фамусова не чтобы разоблачить консервативное московское общество, а из-за любовных намерений. Учитель подходит к анализу нестандартно и просит подростков перестать мыслить шаблонно и цитировать учебник. Герой довольно быстро завоевывает внимание детей, попутно разбрасываясь англицизмами и дэб-движениями.
При этом Андрей испытывает проблемы со второй группой «студентов». На долю сидельцев выпадает «Преступление и наказание», но рефлексия на тему мук совести у них не откликается. Тем временем сам Ларионов с совестью тоже не в ладах: столичный неудачник-стартапер давно забыл о семье и малой родине, а приехал туда исключительно из корыстных побуждений.
Герой Ефремова, который по началу очаровывает не только детей, но и зрителей, постепенно начинает вызывать смешанные чувства. Его потенциальная любовная линия (не скажем с кем) кажется рискованной, а желание найти деньги не всегда честным путем вызывает внутреннее осуждение. Однако именно это и делает Ларионова живым персонажем, чей образ и внутреннее устройство позволяют ему выйти за рамки стандартной комедии.
Как смотрится шоу?
В двух первых эпизодах Карен Оганесян удачно следует выбранному жанру драмеди: зритель поочередно получает забавные, но иногда натужные диалоги школьников, контрастирующие с ними сцены уроков с заключенными и даже драматическую заявку на тему воспитания личности (Андрея Ларионова и не только). Кроме того, в шоу нашлось место и аккуратной социальной сатире: главный герой критикует систему образования, которая заставляет детей зубрить, а не понимать книги. При том сам он начинает их просвещать в надежде получить заветный миллион.
Стилистически сериал особо не выделяется на фоне других отечественных стриминговых проектов. Временами мы получаем медленные (но недолгие) пролеты над Арзамасом и неожиданное музыкальное сопровождение вроде песни пост-панк группы «Дурной Вкус». В остальном «Крутая перемена» по-хорошему предсказуема: авторы фокусируются на вполне реалистичных диалогах и не пытаются поразить зрителей визуальным новаторством. Шоу выполнено в приглушенных тонах, благодаря чему просмотр получается размеренным — а это, кстати, вполне соответствует повествованию.
Пока непонятно, как Оганесян распорядится оставшимися эпизодами, однако уже сейчас можно сказать, что «Крутая перемена» уверенно справляется с ностальгической задачей. Рассуждения о программной литературе, первая любовь (которая сейчас уже такая взрослая), атмосфера школы и небольшой уютный город невольно переносят в подростковые времена, где бы они не прошли — и это как минимум приятное чувство. Другой вопрос, нужно ли вам то самое ощущение тоски по бесследно ушедшему прошлому?