сериалы

Феминизм для чайников: чем примечателен сериал «АльфаРомео» и стоит ли его смотреть

Проект задумывался как прогрессивное драмеди, но на выходе получилась карикатурная комедия с прямолинейным юмором
START/YouTube
START/YouTube

На стриминговом сервисе Start вышло четыре эпизода сериала «АльфаРомео». Подростковое драмеди о том, как провинциальная феминистка пытается перевоспитать токсичного самца-бойца, активно рецензируют в СМИ и обсуждают в соцсетях. Каким получился юмористический и якобы просветительский проект, чем он примечателен и почему нас не впечатлила первая треть сезона? Рассказываем в подробностях и без спойлеров.

Коротко о сюжете «АльфаРомео»

Молодая девушка Даша (Кристина Кучеренко) из небольшого города Жигулевск — интерсекциональная феминистка, студентка, блогер(ка) и акционистка. В ходе провокационного выступления в университете Даша пытается разоблачить похотливого преподавателя: причем так, что оказывается топлес, прикованной наручниками к сцене. В итоге социальный перформанс становится объектом внимания полиции и ее оперативно отвозят в участок.

Отец Даши (Федор Лавров) — человек старой закалки, которому, при всей любви к дочери, феминистские интересы чужды. Мужчина забирает Дашу из полиции, но советует той наконец найти «нормального мужика», потому что он ругаться с ней устал. Тем временем девушка, несмотря на непонимание и общественное осуждение, мечтает открыть в родном Жигулевске школу феминизма. Ее цель — изменить положение женщин в глубинке в лучшую сторону.

Чтобы добиться желаемого, Даша развивает YouTube-канал о фемпросвете (правда, в нем всего несколько тысяч подписчиков) и даже подает заявку на грант в Москве. К сожалению, рвение феминистки не поддерживают и она решает лично посетить фонд «Новая жизнь», чтобы продвинуть свою идею. По пути в столицу героиня Кучеренко знакомится с Антоном (Антон Артемьев) — стереотипным «токсичным альфачом», который планирует покорить Москву, участвуя в кулачных боях.

Проект мог стать смешным и образовательным…

С момента встречи феминистки Даши и токсично маскулинного бойца Антона авторы сценария (а они, к слову, мужчины) четко дают понять: ближайшие полчаса зритель окунется в атмосферу гендерных стереотипов, бесчисленного количества феминитивов и довольно бесхитростных сюжетных поворотов. Знакомство между ребятами начинается со штампов в духе «феминизм от недотраха» и крайне карикатурного изображения активистки.

Главная героиня, которая не только визуально, но и порой характером напоминает Уэнсдей в исполнении Дженны Ортеги, сразу же знакомит Антона (и заодно некоторых зрителей) с основами фем-лексики. «Менспрединг», «токсичная маскулинность», «цисгендерный» и другие термины сценаристы употребляют с такой регулярностью, что в определенный момент образ магистрального персонажа становится не столько серьезным, сколько комичным.

И если Даша — девушка импульсивная, но все же рассудительная и относительно адекватная, то другие представители фем-движения в сериале существуют лишь в качестве предмета насмешки. Например, феминистка Аксинья (Алена Швиденкова) непременно красит волосы в подмышках в розовый, занимается слатшеймингом и с первых секунд ведется на красавчика Ибрагима (хоть потом его и отпугивает ее брутальная подруга).

Таким же образом шоураннеры показывают прогрессивную семью, где муж зарабатывает меньше жены, занимается цветами и вообще он «куколд» без собственного мнения (так заключил Антон). Не всегда уместное преувеличение иногда приводит к забавным моментам, но глобально в себя не влюбляет. Авторы из одного эпизода в другой занимаются гротескным высмеиванием всего — от пресловутых радикальных феминисток до людей с лишним весом и спортсменов.

… но что-то (много что) пошло не так

Если смотреть на проект в отрыве от просветительской ценности и трендов, он мог стать добротной стереотипной комедией, которая вписалась бы в контекст начала 2010-х. Однако на дворе 2023-й, а шоу испытывает явные проблемы в части юмора и повествования. Не всегда оправданная ненормативная лексика, шутки, построенные на идее угнетения и чуть реже — насилия. А бонусом к этому — откровенные сюжетные подсказки (зрителю часто и недвусмысленно намекают, что произойдет дальше) — именно на этих трех китах держится шоу.

В течение четырех эпизодов авторы лениво исследуют тему феминизма и ее противников. И при этом за полтора с лишним часа у них не получается примерно ничего из задуманного (если вообще задумывали). В процессе просмотра невозможно понять, как на самом деле создатели относятся к современным женщинам и их правам: из-за этого сериал не дает пищи для размышлений и не делает выводов. Насущные проблемы сексизма и даже домашнего насилия здесь должны были проходить красной нитью, но с легкой руки сценаристов превратились в ироничные зарисовки.

И хоть замысел столкнуть двух людей из настолько разных миров на бумаге казался многообещающим, на деле мы увидели проходной стриминговый проект с обилием прямолинейного сексистского юмора и натужных диалогов. Конечно, сериал далек от финала, но уже сейчас складывается ощущение, что он не нащупает логический вектор развития и вряд ли кому-то запомнится. Наконец, неясно, для кого «АльфаРомео» снимали: феминистки, вероятно, сериал «отменят», а люди с архетипом Антона не оценят его переход от альфа-самца к чуткому милому парню (если трансформация вообще состоится).

Ну а потребителю, которому темы феминизма и, напротив, нездоровой формы мужественности плохо знакомы и неинтересны — сериал и вовсе покажется пустой тратой времени. Впрочем, разобраться в том, что это за движение и зачем оно нужно можно на сайте «Постньюс». Там тоже нет смешных шуток, но зато все по делу.

Никита Прунков