Кадр из «Не хороните меня без Ивана»
Кадр из «Не хороните меня без Ивана»
кино

Северная новая волна: о чем рассказывает якутское кино

В его основу легли фольклор, шаманизм и опасная природа

Самый кассовый якутский фильм «Айта» был удален из российских онлайн-кинотеатров по требованию Роскомнадзора, который увидел в киноленте «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России». Режиссер картины Степан Бурнашев заявил, что фильм наоборот был создан для сплочения людей.

Это не первая подобная история — в 2022 году в «русофобии» был обвинен фильм Владимира Мункуева «Нуучча». В итоге картина так и не вышла в российский прокат. В чем феномен якутского кино, которое все чаще появляется на кинофестивалях (и не только отечественных)? Мы решили в этом разобраться и заодно рассказать про наиболее интересные фильмы республики.

Как зародилось национальное якутское кино

История современного якутского кинематографа начинается с создания «Сахафильм» в 1992 году. За 31 год существования кинокомпании сняли почти 150 фильмов в разных жанрах — от документалок до хорроров.

Первым «шагом» в развитии якутского кино стал фильм 1986 года «Мааппа» Алексея Семенова — он снят на якутском языке по мотивам произведения местного писателя Николая Максимовича-Чысхаан Заболоцкого. По сюжету главный герой практически замерзает в снегах, но его спасает девушка по имени Мааппа. Позже выясняется, что она покончила жизнь самоубийством и просит найти и упокоить ее кости.

В другом культовом фильме, стоящем у истоков якутского кино, «Проклятая земля» (1996) Эллея Иванова рассказывается о молодой семье — Егоре, Анчик и их малыше — они приезжают жить в заброшенную деревню. Но оказывается, что эта местность проклята, и в поселении обитает древнее зло.

Через все якутское кино проходят несколько тем — это всеобъемлющая природа, шаманизм, невидимое зло. Суровый климат с постоянным обращением к природе как к полуживому персонажу, с которым лучше дружить и пытаться договориться, чтобы остаться в живых, и обилие мифических персонажей в якутской культуре дают широкий простор для вписывания их в современный контекст и подачу материала через полурелигиозные мотивы. Подобная тематика отлично ложится в хоррор-истории и мистические, гнетущие рассказы.

Другая большая тема, поднимаемая в якутском кино, — это поиск национальной идентичности. В СССР боролись с шаманизмом: так, в 20-30-х годах многих последователей этого движения репрессировали как «японских шпионов». Кроме того, власти накладывали полный запрет на совершение ритуалов и обрядов, родственников шаманов также притесняли и не выделяли им охотничьи угодья, снасти, оленей. На длительный период шаманизм ушел в «подполье» или вовсе был уничтожен. Поэтому после распада СССР и до сегодняшних дней в Якутии наблюдается возврат к своей культуре и репрезентации божественных элементов через кино.

Кадр из фильма «Проклятая земля»
Кадр из фильма «Проклятая земля»

Как якутское кино стало коммерчески успешным

Неожиданно, но артхаусные якутские фильмы неплохо окупаются в прокате, в первую очередь на родине. В 2003 году вышел фильм «Черная маска» Никиты Аржакова о криминале в послевоенные годы — картина собрала 800 тыс. руб. Это заинтересовало многих: в кинопроизводство пришли энтузиасты с цифровыми камерами, а через год открылась частная киностудия «Алмазфильм». Первым ее проектом стал хоррор «Тропа смерти» (2006). Бюджет фильма — 1 млн руб. — окупился в первую неделю проката. После этого картины начали выходить одна за другой.

В 2011-2014-х годах якутские фильмы стали рекордсменами по количеству выпускаемых картин относительно других регионов. Частные компании начали активно спонсировать якутский кинематограф. Позже местные власти стали все больше поддерживать проекты и выделять гранты, особенно, после успеха двух картин на Московском международном кинофестивале в 2018-м: «Царь-птица» Эдуарда Новикова взяла главный приз, а «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой — приз зрителей.

Также в республике увеличилось количество кинотеатров: если в 2010-м в Якутии их было всего четыре, то в 2021-м — более сорока. Увеличилась и посещаемость: в 2021-м картины собрали на 12 млн руб. больше, чем в 2019-м.

Ставка на национальное кино оказалась выигрышной: якутских зрителей привлекли интересные сюжеты и поиск самоидентичности. А после победы на кинофестивалях фильмы начали выходить и в кинотеатрах по всей России: зрители потянулись на просмотр свежего и необычного кино — так, за 2022 года якутское кино собрало около 70 млн руб.

Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится»
Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится»

Какие якутские фильмы стоит посмотреть

Картины якутских режиссеров привлекают мрачной эстетикой, безумно красивой природой региона и необычными культурными особенностями — с одной стороны зритель понимает, что это Россия, а с другой все выглядит максимально незнакомо. Мы собрали несколько фильмов, на которые стоит обратить внимание.

«Царь-птица», 2018

Действие происходит в 1930-х года в Якутии. Дед Микиппэр с женой Оппуос доживают свои дни в глухой тайге, в один день к ним прилетает орел. Старики подкармливают птицу, а со временем и вовсе привязываются к птице. Фильм Эдуарда Новикова рассказывает о единении человека и природы.

«Пугало», 2020

Фильм Дмитрия Давыдова рассказывает о знахарке, которую одновременно боятся, презирают и уважают местные жители. Каждый раз, когда целительница ставит кого-то на ноги, она укорачивает собственную жизнь. Фильм вышел как социальная критика общества, отрицающее все чужое и незнакомое.

«Иччи», 2020

Фильм Костаса Марсаана рассказывает о семье, живущей в глухих местах. К ним неожиданно возвращается родственник из города и просит продать дом, чтобы расплатиться с долгами. Поругавшись на тему продажи, вся семья ложится спать, однако ночью их начинает беспокоить Нечто. История, наполненная духами, вязким мистицизмом с отсылками к фольклору, держит на протяжении всего фильма.

«Не хороните меня без Ивана», 2022

Фильм Любови Борисовой — яркое и красочное этнографическое путешествие по России начала 1910-х годах. Якут Степан Бересеков периодически впадает в летаргический сон, и только сын священника Иван Попов может отличить это состояние от смерти. Однако Иван узжает в путешествие, поэтому Степан отправляется вслед за ним, чтобы не быть похороненным заживо. Роуд-муви погружает нас в медитативную атмосферу короткого якутского лета.

«Выход», 2022

Это документальная короткометражка Максима и Евгении Арбугаевых о жизни ученого-отшельника Максима Чакилева на берегу Чукотского моря. Фильм попал в шорт-лист «Оскара». Картина интересна скорее не самим сюжетом, а погружением в загадочную атмосферу Крайнего Севера.

Кадр из фильма «Выход»
Кадр из фильма «Выход»
Мария Самарина