Северная новая волна: о чем рассказывает якутское кино
Самый кассовый якутский фильм «Айта» был удален из российских онлайн-кинотеатров по требованию Роскомнадзора, который увидел в киноленте «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России». Режиссер картины Степан Бурнашев заявил, что фильм наоборот был создан для сплочения людей.
Это не первая подобная история — в 2022 году в «русофобии» был обвинен фильм Владимира Мункуева «Нуучча». В итоге картина так и не вышла в российский прокат. В чем феномен якутского кино, которое все чаще появляется на кинофестивалях (и не только отечественных)? Мы решили в этом разобраться и заодно рассказать про наиболее интересные фильмы республики.
Как зародилось национальное якутское кино
История современного якутского кинематографа начинается с создания «Сахафильм» в 1992 году. За 31 год существования кинокомпании сняли почти 150 фильмов в разных жанрах — от документалок до хорроров.
Первым «шагом» в развитии якутского кино стал фильм 1986 года «Мааппа» Алексея Семенова — он снят на якутском языке по мотивам произведения местного писателя Николая Максимовича-Чысхаан Заболоцкого. По сюжету главный герой практически замерзает в снегах, но его спасает девушка по имени Мааппа. Позже выясняется, что она покончила жизнь самоубийством и просит найти и упокоить ее кости.
В другом культовом фильме, стоящем у истоков якутского кино, «Проклятая земля» (1996) Эллея Иванова рассказывается о молодой семье — Егоре, Анчик и их малыше — они приезжают жить в заброшенную деревню. Но оказывается, что эта местность проклята, и в поселении обитает древнее зло.
Через все якутское кино проходят несколько тем — это всеобъемлющая природа, шаманизм, невидимое зло. Суровый климат с постоянным обращением к природе как к полуживому персонажу, с которым лучше дружить и пытаться договориться, чтобы остаться в живых, и обилие мифических персонажей в якутской культуре дают широкий простор для вписывания их в современный контекст и подачу материала через полурелигиозные мотивы. Подобная тематика отлично ложится в хоррор-истории и мистические, гнетущие рассказы.
Другая большая тема, поднимаемая в якутском кино, — это поиск национальной идентичности. В СССР боролись с шаманизмом: так, в 20-30-х годах многих последователей этого движения репрессировали как «японских шпионов». Кроме того, власти накладывали полный запрет на совершение ритуалов и обрядов, родственников шаманов также притесняли и не выделяли им охотничьи угодья, снасти, оленей. На длительный период шаманизм ушел в «подполье» или вовсе был уничтожен. Поэтому после распада СССР и до сегодняшних дней в Якутии наблюдается возврат к своей культуре и репрезентации божественных элементов через кино.
Как якутское кино стало коммерчески успешным
Неожиданно, но артхаусные якутские фильмы неплохо окупаются в прокате, в первую очередь на родине. В 2003 году вышел фильм «Черная маска» Никиты Аржакова о криминале в послевоенные годы — картина собрала 800 тыс. руб. Это заинтересовало многих: в кинопроизводство пришли энтузиасты с цифровыми камерами, а через год открылась частная киностудия «Алмазфильм». Первым ее проектом стал хоррор «Тропа смерти» (2006). Бюджет фильма — 1 млн руб. — окупился в первую неделю проката. После этого картины начали выходить одна за другой.
В 2011-2014-х годах якутские фильмы стали рекордсменами по количеству выпускаемых картин относительно других регионов. Частные компании начали активно спонсировать якутский кинематограф. Позже местные власти стали все больше поддерживать проекты и выделять гранты, особенно, после успеха двух картин на Московском международном кинофестивале в 2018-м: «Царь-птица» Эдуарда Новикова взяла главный приз, а «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой — приз зрителей.
Также в республике увеличилось количество кинотеатров: если в 2010-м в Якутии их было всего четыре, то в 2021-м — более сорока. Увеличилась и посещаемость: в 2021-м картины собрали на 12 млн руб. больше, чем в 2019-м.
Ставка на национальное кино оказалась выигрышной: якутских зрителей привлекли интересные сюжеты и поиск самоидентичности. А после победы на кинофестивалях фильмы начали выходить и в кинотеатрах по всей России: зрители потянулись на просмотр свежего и необычного кино — так, за 2022 года якутское кино собрало около 70 млн руб.
Какие якутские фильмы стоит посмотреть
Картины якутских режиссеров привлекают мрачной эстетикой, безумно красивой природой региона и необычными культурными особенностями — с одной стороны зритель понимает, что это Россия, а с другой все выглядит максимально незнакомо. Мы собрали несколько фильмов, на которые стоит обратить внимание.
«Царь-птица», 2018
Действие происходит в 1930-х года в Якутии. Дед Микиппэр с женой Оппуос доживают свои дни в глухой тайге, в один день к ним прилетает орел. Старики подкармливают птицу, а со временем и вовсе привязываются к птице. Фильм Эдуарда Новикова рассказывает о единении человека и природы.
«Пугало», 2020
Фильм Дмитрия Давыдова рассказывает о знахарке, которую одновременно боятся, презирают и уважают местные жители. Каждый раз, когда целительница ставит кого-то на ноги, она укорачивает собственную жизнь. Фильм вышел как социальная критика общества, отрицающее все чужое и незнакомое.
«Иччи», 2020
Фильм Костаса Марсаана рассказывает о семье, живущей в глухих местах. К ним неожиданно возвращается родственник из города и просит продать дом, чтобы расплатиться с долгами. Поругавшись на тему продажи, вся семья ложится спать, однако ночью их начинает беспокоить Нечто. История, наполненная духами, вязким мистицизмом с отсылками к фольклору, держит на протяжении всего фильма.
«Не хороните меня без Ивана», 2022
Фильм Любови Борисовой — яркое и красочное этнографическое путешествие по России начала 1910-х годах. Якут Степан Бересеков периодически впадает в летаргический сон, и только сын священника Иван Попов может отличить это состояние от смерти. Однако Иван узжает в путешествие, поэтому Степан отправляется вслед за ним, чтобы не быть похороненным заживо. Роуд-муви погружает нас в медитативную атмосферу короткого якутского лета.
«Выход», 2022
Это документальная короткометражка Максима и Евгении Арбугаевых о жизни ученого-отшельника Максима Чакилева на берегу Чукотского моря. Фильм попал в шорт-лист «Оскара». Картина интересна скорее не самим сюжетом, а погружением в загадочную атмосферу Крайнего Севера.