«Я не герой»: как советский подполковник Станислав Петров спас мир от ядерной войны
Ровно 40 лет назад — в самый разгар холодной войны — советский подполковник Станислав Петров предотвратил потенциальный апокалипсис. После ложного срабатывания сигнализации о ракетном нападении со стороны США Петров не стал принимать решение об ответном ударе. За этот поступок военнослужащий был удостоен нескольких крупных премий, правда, много лет спустя. Рассказываем, что происходило в злополучную ночь на 26 сентября 1983-го, почему система дала сбой и как память о Петрове увековечили в культуре.
«Я не хочу быть зачинщиком Третьей мировой»
26 сентября 1983 года на смену в командном пункте Серпухов-15 заступил подполковник Станислав Петров, который контролировал спутники раннего оповещения о ядерной угрозе. В 00:15 завыли сирены. На экране компьютера он увидел слово «старт», североамериканскую карту и небольшой квадрат у военной базы Западного побережья, откуда, по данным космической системы «Око», летели ракеты в сторону Советского Союза.
По рабочему протоколу Петров был обязан оповестить командира системы предупреждения и начальника штаба о ракетном нападении, выйдя в другую комнату и позвонив им. Он сделал это через две минуты, сказав, что тревога была ложной и система дала сбой. Но до конца в этом он не был уверен.
«Оставалось лишь ждать, пока ракеты, если они действительно были запущены, вторгнутся в наше воздушное пространство, и их засекут радары. Произойти это должно было через 18 минут, но не произошло», — вспоминал офицер.
Сомневаться Петрова заставил тот факт, что запуск якобы был совершен с территории одной базы, чего не бывает при ракетной атаке. К тому же система предупреждения, конструировал которую и сам военный, не подавала никаких признаков сбоя. «Система дала высшую оценку достоверности информации о запуске. В регионе, где находилась американская база в тот момент, была граница дня и ночи. Такой достоверности не могло быть, там каша сплошная была», — рассказывал он.
Для верности офицер воспользовался сведениями военных, отслеживающих показания радаров, — они не подтвердили пуски ракет с американской стороны. По признанию Петрова, на самом деле он не имел права использовать эту информацию: «Все-таки я немного нарушил инструкцию. 50 на 50 было уверенности. Мелькала мысль, а стоит ли? Надеялся на второй эшелон. А если что-то начнется, то не я буду зачинщиком Третьей мировой войны, вот и все».
Вскоре, с его слов, в командный пункт прибыл первый командующий войсками противоракетной и противокосмической обороны Юрий Вотинцев, который сообщил Петрову о своем ходатайстве руководству о поощрении орденом. Однако позднее его передумали награждать:
«Начались проверки, нашли много нарушений. Прицепились: почему у вас боевой журнал не заполнен? Отвечаю: как бы я это делал, у меня в одной руке была телефонная трубка, а в другой — микрофон? Отдавал команды ведь в этот момент. А потом, — говорят, — почему не дописал? Отвечаю им: дописки — уголовное деяние. А я сидеть не хочу».
Позже Петров получил взыскание за халатность. Спустя годы он объяснил, что руководство пошло на этот шаг, чтобы выставить кого-то виноватым, несмотря на благополучный исход. Что касается сбоя, то выяснилось, что отразившиеся от облаков солнечные лучи засветили спутник. Спутник, в свою очередь, словно пустил некий «солнечный зайчик» над американской военной базой, который система посчитала выпускаемыми ракетами. Этот дефект устранили только в 1985 году.
Засекреченный подвиг
Уже в следующем году Петров ушел в отставку, после чего жил и работал охранником в подмосковном Фрязино до самой смерти в 2017 году. Информацию о его подвиге власти решили засекретить по политическим соображениям, а сам офицер не рассказал о произошедшем даже своей супруге. «Я проспался хорошо и забыл все», — рассказывал он.
Впервые о том, что совершил Петров, стало известно после распада Советского Союза. В 1993 году Вотинцев опубликовал статью «Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы», где кратко изложил произошедшее годами ранее в ночь на 26 сентября. В том же году журналист Дмитрий Лиханов взял интервью у Петрова, однако заслуженная мировая слава и награды нашли отставного военного гораздо позже.
В 2006 году в нью-йоркской штаб-квартире ООН Петрова наградили от имени международной общественной организации «Ассоциация граждан мира». На хрустальной статуэтке в виде руки, держащей земной шар, выгравировали надпись: «Человеку, который предотвратил ядерную войну».
В 2012 году в немецком Баден-Бадене экс-военнослужащему вручили премию немецких СМИ, организаторы которой ежегодно отмечают заслуги «тихих борцов за мир, чья работа находится за пределами внимания средств массовой информации». Через год Петров стал лауреатом Дрезденской премии мира, которую присуждают за предотвращение вооруженных конфликтов: в знак благодарности ему вручили €25 тыс. Из граждан РФ ее получал только последний генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев в 2010 году.
Сам отставной офицер скептически относился к вниманию к своей персоне. «Однажды мне прислал денежный перевод актер Кевин Костнер. Долларов пятьсот. Неловко говорить, но он меня благодарил за то, что мы тогда не подняли в воздух ракеты, которые стерли бы с лица земли половину Штатов», — рассказывал он.
Свой поступок Петров никогда не считал героическим и уверял прессу, что просто выполнял свою работу. «Я спас мир? Нет, ну какой я герой! Это был просто рабочий эпизод. Он был трудный, но я хорошо сработал. Вот и все».
Образ Петрова в поп-культуре
Подвиг Петрова не остался незамеченным представителями западного искусства. В 2014 году на большие экраны вышел документально-художественный фильм «Человек, который спас мир» от датского режиссера Питера Энтони. Рассказчиком в картине выступил сам Петров, а актеры воссоздали произошедшие события 26 сентября 1983 года.
Отсылку на офицера также находили в играх. В 2015 году студия японского геймдизайнера Хидео Кодзимы выпустила шутер под названием Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, события которого разворачиваются в 1984 году. В одной из сцен персонаж упоминает подвиг Петрова.
Кроме того, бывший военный остался увековеченным в музыке. В 2021 году один из основателей рок-группы Pink Floyd Джордж Роджер Уотерс опубликовал обновленную версию песни The Gunner’s Dream, в которой поется о погибающем военном, не желающем умирать и мечтающем о безопасном мире без войн.
«За год до того, как Станислав спас мир, я написал песню The Gunner’s Dream. Странно думать, что если бы Станислав не оказался в нужном месте в нужное время, никого из нас не было бы в живых», — пояснил музыкант.