GAILAN HAJI/EPA
GAILAN HAJI/EPA

«Последние вздохи террористов»: что турки не поделили с курдами и как разрешить их конфликт

Организация, признанная в Турции террористической, стремится к автономии, а Анкара обвиняет ее в сепаратизме
власть

Многолетний конфликт между Турцией и Рабочей партией Курдистана, берущий начало с 1984 года, активно продолжается по сей день. 1 октября Анкара ударила по позициям РПК на севере Ирака — сразу после совершенного оппонентом теракта в турецкой столице. За последние годы подобные происшествия случались не единожды. Разбираемся, кто такие курды, что они не поделили с турками и возможно ли поставить точку в их конфликте.

Смертники у здания МВД Турции

Утром 1 октября двое террористов подъехали на автомобиле к воротам главного управления безопасности МВД Турции. Один из них взорвал себя, другой был нейтрализован правоохранителями во время перестрелки. В результате происшествия двое полицейских получили легкие ранения. Ответственность за теракт взяла на себя Рабочая партия Курдистана.

Что за Рабочая партия Курдистана?

Это организация была создана еще в 1978 году. Она борется за политические права курдов в Турции и стремится создать курдскую автономию. У РПК есть собственное военное крыло в лице Народных сил обороны. В Турции, Соединенных Штатах, ЕС и других странах партия признана террористической и запрещена.

Лидер РПК Абдулла Оджалан с 1999 года отбывает пожизненное наказание в турецкой тюрьме. В настоящее время его обязанности исполняет Джемиль Байык. Штаб-квартира партии базируется в иракских горах Кандиля. Также у РПК есть базы в Сирии, Ираке и Иране, с помощью которых партия создала «Конфедерацию общин Курдистана». Она контролирует районы Ирана и Ирака, ведет партизанскую войну в Турции, а также образовала собственное квази-государство на северо-востоке Сирии.

Изначально она была образована как левая социалистическая партия — ответ на турецкую идеологию кемализма, где курды значатся угрозой национальной и территориальной целостности Турции. Сначала РПК преследовала цель начала революции и создания суверенного государства. Однако в 1995 году партия взяла курс на формирование курдской автономии в Турции. Военные силы курдов долгое время снабжала Сирия, а деятельность самой РПК финансируют частные компании, подконтрольные ей производства на северо-востоке Сирии, а также курды в Европе и странах Персидского залива.

Курдские отряды самообороны в Ираке. Фото: Kurdishstruggle/Zuma/TASS
Курдские отряды самообороны в Ираке. Фото: Kurdishstruggle/Zuma/TASS

Комментируя происшествие, министр внутренних дел Турции Али Елиракая заявил, что правительство намерено бороться, «пока последний террорист не будет нейтрализован». В свою очередь президент страны Реджеп Тайип Эрдоган назвал произошедшее «последними вздохами террористов».

А РПК уже совершала теракты в Анкаре?

Да, несколько раз. В октябре 2015 года взрывы прогремели на эстакаде неподалеку от железнодорожного вокзала перед началом митинга в поддержку прекращения турецко-курдского конфликта, который организовала прокурдская Народно-демократическая партия. Террористы-смертники привели в действие бомбы, из-за чего 97 человек скончались, а 246 граждан получили ранения. В числе подозреваемых власти называли РПК, ИГИЛ (признана террористической в РФ и запрещена), а также левых радикалов.

В феврале 2016–го автомобили, заполненные взрывчаткой, взорвались у штаб-квартиры минобороны страны, парламента и других правительственных зданий. Погибли 28 человек, а ответственность за произошедшее взяла на себя РПК.

В марте того же года на одном из городских перекрестков вблизи правительственного офиса взорвалось авто с бомбами — погибли 37 человек. Анкара обвинила в этом курдов, хотя сама группировка не комментировала теракт.

Поздним вечером того же дня Турция нанесла авиаудары по объектам РПК, которые располагаются на севере Ирака. Это было необходимо, чтобы «предотвратить террористические нападения на турецкий народ и силы безопасности». «Удары были нанесены по объектам террористов в районах Метина, Хакурк, Кандиль и Гара. В общей сложности было уничтожено 20 объектов, состоящих из пещер, бункеров, укрытий и складов», — говорится в сообщении ведомства.

Теракты и нападения, приводящие к спецоперациям

Почти каждый раз, когда в одном из турецких городов происходит теракт, Анкара наносит авиаудары по местам дислокации РПК, уничтожая ее позиции. А порой и начинает спецоперации. В ноябре 2022–го Турция атаковала северную часть Ирака и Сирии, начав тем самым операцию «Коготь — Меч»: эти территории партия «использовала в качестве базы для нападений» на республику. За неделю боестолкновений Турция ликвидировала около 89 объектов группировки, а также устранила порядка 364 боевиков.

Другие масштабные операции Турции против курдов

Октябрь 2019–го — операция «Источник мира» в Сирии. Турецкая армия вознамерилась ликвидировать курдские отряды, несмотря на то, что регион контролирует США. 9 октября Анкара вторглась на территорию государства, а 17–го — остановила операцию. За эти несколько дней Турция потеряла семерых военных, Сирийская национальная армия, поддерживаемые Анкарой, — 96.

После этого курды начали ответную кампанию на турецкой территории: 19 и 20 октября они вошли в районы Хефтанина, Хаккари, Агри и Битлиса, где были убиты 21 турецкий солдат. Из-за минометных и ракетных обстрелов погибло 20 мирных турок. Позднее РПК устроила несколько поджогов, терактов и нападений в городах Турции.

Июнь 2020–го — операция «Орлиный коготь» на севере Ирака. Как пояснили в минобороны Турции, она была начата на основе «законного права» Анкары «на самооборону». Перед этим РПК напали на полицейский участок в Турции и места расположения государственных вооруженных сил.

Апрель 2022–го — операция «Коготь — Замок» на севере Ирака. Анкара нанесла авиаудары по позициям РПК, совершила артобстрел одного из расположений группировки, а также десантировала группу спецназа. Проведение этой операции осудили иракские власти, заявив о нарушении территориальной целостности государства.

Подразделения сирийской армии перед началом совместной с Турцией операции «Источник мира». Фото: STR/EPA
Подразделения сирийской армии перед началом совместной с Турцией операции «Источник мира». Фото: STR/EPA

Перед этим на центральной стамбульской улице Истикляль в районе Бейоглу прогремел взрыв, унесший жизни шестерых людей: сирийка Ахлам Аль-Башир, связанная с РПК, оставила спортивную сумку с бомбой, которая сдетонировала. Министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу обвинил в произошедшем РПК, однако сама группировка это отрицала.

На месте теракта появился стихийный мемориал, к которому несколько недель подряд горожане несли цветы. Фото: ERDEM SAHIN/EPA
На месте теракта появился стихийный мемориал, к которому несколько недель подряд горожане несли цветы. Фото: ERDEM SAHIN/EPA

За несколько недель до этого в городе Мерсин было совершено нередкое для турецко-курдского конфликта нападение на правоохранителей. Все произошло в конце сентября: две женщины ворвались в полицейский участок и убили офицера. И в этом происшествии Сойлу усмотрел курдское участие.

Влияние конфликта и его возможное разрешение

Говорить об этом конфликте как о противостоянии между турками и курдами не совсем корректно, утверждает турецкий политолог, доктор исторических наук Мехмет Перинчек. «Это конфликт между турецкими властями и террористической группировкой РПК. Это террористическая организация, которая не представляет курдский народ. Курды, в свою очередь, сами страдают от действий этой группировки», — заявил он в беседе с «Постньюс».

По мнению Перинчека, действия РПК лишили курдов стабильной жизни,  а их отношения с «братскими народами находятся в постоянном напряжении». «Поэтому не только турки, но и сами курды ненавидят эту группировку. Их будущее — в составе Турции, Сирии, Ирана, Ирака», — сказал он.

Также эксперт убежден, что США оказывают прямое влияние на организацию. «Вашингтон хочет создать государство Великий Курдистан, использовать его в дальнейшем как марионетку и плацдарм против Турции, России, Сирии, Ирака, Ирана, Китая, Индии — всех евразийских стран, которые представляют из себя антиамериканские барьеры. У этих держав есть традиции государственности, мощная армия и большой экономический потенциал, что определенно не нравится Америке», — сказал он.

Политолог уверен,  что многолетняя антитеррористическая борьба Турции направлена не только ради сохранения собственной территориальной целостности. «Операции Анкары служат щитом как для суверенитета других соседних стран, в том числе Сирии, Ирана, Ирака, так и для безопасности всей Евразии в целом», — пояснил он.

Перинчек считает, что Турции необходимо «уничтожить группировку, представляющую из себя террористическое проамериканское гнездо». «Это можно сделать лишь в сотрудничестве с соседними странами, — указал он. — Если Турция, РФ, Иран, Ирак и Сирия объединят свои усилия, тогда они смогут положить конец РПК как потенциальному плацдарму Штатов, которые против всех региональных стран. Государства должны одновременно ликвидировать силы — их армии могут организовать совместную операцию против группировки. Именно тогда курдский вопрос будет считаться решенным».

РПК не сумеют ни добиться автономии, ни образовать отдельное государство, заявил Перинчек. «Потому что без помощи США они не смогут ничего добиться, а Штаты неизбежно потеряют свою доминирующую роль по всему миру, потому что сейчас создается новый многополярный мир. Региональные инициативы сливаются, и не только на ближнем Востоке, но и на Южном Кавказе, на Дальнем Востоке, в Африке», — заключил он.

Сирийские курды в иракском лагере беженцев после начала операции «Источник мира». Фото: Hussein Malla/AP/TASS
Сирийские курды в иракском лагере беженцев после начала операции «Источник мира». Фото: Hussein Malla/AP/TASS

Турецкий политолог Онур Синан Гюзальтан выразил похожее мнение, отметив, что в последние годы РПК потеряла свое влияние, а ее изначальный план по нарушению турецкого суверенитета сменился на более глобальный. «Сегодня эта организация в основном обитает на севере Сирии, где располагаются несколько американских баз. Теперь группировка полностью под американским контролем, и их цель — не только нарушение территориальной целостности Турции, но и подрыв суверенитета Сирии, Ирака и Ирана», — объяснил он в беседе с «Постньюс».

Эксперт указал, что в период, когда Турция начала развивать двусторонние отношения с РФ, Ираном и Ираком, США начали действовать против Анкары, используя РПК и аналогичные террористические группы. «Сейчас они базируются на севере Сирии. И если завтра турецкая и сирийская армия будут сотрудничать и проведут совместную военную операцию на этом поле, Соединенным Штатам не останется места для использования этих террористических группировок», — сказал он.

Гюзальтан, как и Перинчек, обратил внимание, что речь идет не о конфликте турков и курдов, а исключительно о противостоянии Турции и Рабочей партии Курдистана. Он добавил, что курды, проживающие в Турции, имеют равные с другими гражданами права. «Они служат своему государству: занимают посты в администрациях, участвуют в политике и идут в армию. Те люди, которые хотят изучать курдский язык, могут спокойно это делать. В Турции есть генералы и политики курдского происхождения, газеты, телеканалы и радио на курдском языке, и для страны это не проблема. В конце концов турки и курды живут вместе сотни лет», — подытожил эксперт.