«Что было дальше?» вернулось. Почему самое токсичное шоу Рунета до сих пор так популярно
4 октября эксклюзивно во «ВКонтакте» вышел первый за полгода выпуск шоу «Что было дальше?» Гостями программы стали шоумен Стас Ярушин и рэпер Гуф (Алексей Долматов). В первый день видео посмотрели более 5 млн человек, и наша редакция не стала исключением.
По случаю долгожданного камбэка юмористического квинтета мы решили разобраться, как устроен «ЧБД», в чем причина невероятной популярности шоу и почему звезды готовы осознанно идти на публичную порку.
Если вам меньше 18 лет или вам не близок черный юмор и обилие ненормативной лексики — «Что было дальше?» к просмотру не рекомендуется. Лучше просто почитайте эту статью.
Уникальная концепция. Или не совсем?
Если вы вдруг ни разу не видели шоу, его суть заключается в том, что пять комиков приглашают медийного человека, который рассказывает малоизвестную, смешную или и вовсе зашкварную историю из жизни. Тем временем Тамби Масаев, Алексей Щербаков, Илья Макаров и Эмир Кашоков пытаются предугадать концовку рассказа — то есть, что было дальше. Модерирует происходящее — не без фирменной иронии — стендапер Нурлан Сабуров.
Дружелюбные беседы между селебрити и комедиантами случаются редко. Как правило, Сабуров и компания жестко шутят над знаменитостью, припоминая стыдные факты из биографии и акцентируя внимание на забавных мелочах (например, на оговорках или попытках отшутиться в ответ). История и концовка уходят на второй план, в то время как кульминацией программы становится откровенная «прожарка» гостя по поводу и без.
Впрочем, от жанра «прожарки» (Roast) создатели «ЧБД» Максим и Дарья Морозовы действительно взяли много. Оригинальный американский формат, в основе которого лежит insult comedy («комедия оскорблений») зародился в начале прошлого века в Нью-Йорке — тогда в одном из клубов высмеивали театральную богему. Позднее «прожарка» проникла на телевидение и обрела массовую популярность на рубеже столетий.
Но если в классической «прожарке» американские звезды издевались друг над другом, предварительно подготовившись к шоу, то авторы «ЧБД» пошли дальше. Они отказались от какого-либо сценария, посадили пять талантливых (и относительно хайповых) комиков и бросили им на растерзание неподготовленных российских звезд. От каноничной «прожарки» его отличал экспромт, а от условной ТНТ-шной «Импровизации» — бескомпромиссный черный юмор.
В чем главная фишка шоу
На фоне шоу «Прожарка», которое выходило на ТНТ-4, «ЧБД» выглядел более искренним и раскованным. Комикам дали карт-бланш на хамство и они этим правом воспользовались по полной. Парни бесконтрольно ругались матом, издевались над внешним видом гостей (спросите у Олега Майами или Артемия Лебедева), их якобы низким интеллектом (Джиган, Настя Ивлеева и др.), малоизвестностью в актуальный момент (Доминик Джокер, Анатолий Цой, Богдан Титомир) и даже цветом кожи (хореограф Мигель).
Какие-либо границы ребята нащупывали в двух случаях: если перед ними оказывался достойный и не менее талантливый артист — например, комик Ваня Усович — или авторитетный коллега, как это было в случае с Гариком Мартиросяном. За беззубость выпуска с последним их не перестают критиковать и по сей день. В остальном ведущие сохраняли баланс, используя резкий и даже черный юмор, как двигатель программы. Со звездами, которые выглядели органично и смешно, у «ЧБД» порой случалась неповторимая синергия.
Отсутствие этических рамок и практически полная импровизация (не берем в расчет мемы-заготовки) ожидаемо полюбились зрителям. Однако сложно сказать, случился бы многомиллионный успех шоу без настолько характерных и контрастных комиков. Доброта Тамби, грубость Лехи, интеллигентность Эмира, непосредственность Макара и харизматичная надменность Нурлана — именно на этих качествах и держится «ЧБД» даже в тех случаях, когда гость откровенно не гармоничен в формате.
Секрет популярности «ЧБД»
«ЧБД» оказался в нужное время в нужном месте. Естественность комиков и раскрепощенность (жесткий троллинг) в коммуникации со звездами — это факторы, которые попросту не вписывались в телевизионную конъюнктуру. Однако в YouTube (а теперь во «ВКонтакте») как таковой цензуре шоу не подвергалось и не подвергается — ну, по крайней мере, мы об этом не знаем. Кроме того, обычным зрителям намного проще ассоциировать себя не с лощеными телекомиками в костюмах, а со стильными грубоватыми парнями из интернета.
Шоураннеры и Сабуров с приятелями не изобретали велосипед. Напротив, они использовали хорошо рабочую концепцию, взяв в качестве объекта для шуток российских звезд. Фактически, комики сделали то, о чем мечтали многие интернет-комментаторы — они докопались до рэперов, блогеров, актеров и всех тех, к кому обычный человек в жизни обратиться не может. Более того, обходясь сурово с особенно пафосными и заносчивыми личностями. Пусть это далеко и не всегда справедливо.
Относиться к «ЧБД» можно как угодно: для одних программа стала отдушиной, а для других — триггером и поводом покритиковать продакшн Medium Quality. Однако ясно одно: поклонникам не важен уровень примитивности и грубости юмора, если он касается тех, кто им мало симпатичен. Шоу «Что было дальше?» — это в каком-то смысле отражение нашей внутренней токсичности. Так работало век назад, так работает и сейчас. Ну а селебрити этот час стыда тоже на руку: все-таки появление на «ЧБД» — это всегда громкий инфоповод и возможность напомнить о себе.