Культовые (во всех смыслах) здания Щусева: чем прославился русско-советский архитектор
8 октября исполняется 150 лет со дня рождения русского и советского архитектора Алексея Щусева. Он один из самых ярких зодчих, адаптирующий свой стиль под эпоху: до революции он строил церкви, а после 1917 года стал советским архитектором №1.
Щусевские здания знает любой человек, хоть раз побывавший в Москве. В юбилей архитектора мы рассказываем о его пути.
Российская империя
Алексей Щусев родился в 1873 году в Кишиневе. В 18 лет он поступил в Санкт-Петербург в Академию художеств — его наставниками стали художники Илья Репин и Архип Куинджи, позже Щусев сосредоточился на архитектуре и перешел в класс Леонтия Бенуа. Студентом Щусев жил впроголодь и пытался заработать разными способами, выискивая заказы в газетах.
Так, однажды он прочел объявление о смерти генерала Дмитрия Шубина-Поздеева, сделал эскиз надгробия-часовни и без приглашения пришел к его вдове. Благодаря напористости проект утвердили — часовню построили на кладбище Александро-Невской лавры.
Академию Щусев закончил в 1896 году с золотой медалью и правом поехать на учебу за границу за государственный счет. В Тунисе, Австрии, Англии, Италии, Бельгии и Франции Щусев изучал различные архитектурные стили: готику, Возрождение, классицизм. А в Узбекистане интересовался восточными мотивами.
Первым крупным заказом Щусева по возвращению в Россию стала реставрация алтаря и иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры — этой работой молодой архитектор сумел заявить о себе. После Щусев поступил на службу в канцелярию Священного Синода, там его утвердили на должность главным архитектором, и Щусев стал заниматься реставрацией церквей по всей России.
В 1909 году архитектор познакомился с княгиней Елизаветой Романовой и по ее заказу занялся строительством церкви на территории московской Марфо-Мариинской обители. Покровский собор стал одним из главных символом архитектурной мысли Щусева той эпохи: церковь спроектирована в стиле позднего русского модерна и считается лучшим образцом жанра.
После столь заметной постройки на Щусева обратили внимание власти и выдали заказ на «восточные ворота Москвы» — Казанский вокзал. В 1913 году архитектор приступил к работе над проектом в эклектичном стиле, соединив древнерусское и восточное зодчество, вписав в здание многоступенчатую башню, напоминающую часть казанского Кремля. Вокзал по итогу вышел не только ярким и самобытным, но и стал визитной карточкой Москвы. Щусев раскрыл свой талант и продемонстрировал, что не зацикливается на одном стиле, а способен масштабно работать в разных жанрах.
После революции
События 1917 года Щусев встретил позитивно — он не был сторонником монархии и поддержал обе революции. В 1918 году советское правительство предложило Щусеву вместе с архитектором Иваном Жолтовским разработать план реконструкции Москвы. Его идеи, возможно, и сейчас бы многим понравились: Щусев не хотел перестраивать центр и настаивал на сохранении исторической ткани города — поэтому он выступал против сноса церквей и дворянских особняков.
Щусев предложил перенести правительственный центр из Кремля на Ходынское поле и развивать городские окраины — строить там магистрали, площади и набережные. Однако такой план не совпадал с идеологией: власти хотели сносить религиозные сооружения. Устав от несговорчивого архитектора, его отстранили от проекта. Однако некоторые планы Щусева все же воплотились в жизнь: были расширены бульвары, снесен Хитровский рынок, началось строительство поселка художников Сокол и расчищена территория для будущего ВДНХ.
Несмотря на разногласия, сотрудничать с Щусевым советская власть не перестала и в 1922 году назначила председателем Московского архитектурного общества. А через два года — в 1924-м — в день смерти Владимира Ленина архитектору поручили за несколько часов спроектировать мавзолей (позднее Щусев также сделал его каменную версию). Архитектор придумал сооружение по аналогии с Египетскими пирамидами и вдохновился историей о Трое.
Проект поднял Щусева на уровень главного советского архитектора. Он начал получал огромное количество заказов по всей стране — от жилых домов до административных зданий. В 1925-1932 годах Щусев примкнул к движению конструктивистов и спроектировал несколько известных построек в Москве — здания Наркомзема и Механического института, дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке.
Сталинский «Большой стиль»
Переходным проектом между конструктивизмом и сталинским ампиром стала гостиница «Москва» рядом с Красной площадью. Изначально конкурс выиграли два молодых архитектора — Леонид Савельев и Освальд Стапран. Первую советскую гостиницу хотели построить в стиле конструктивизма, идею одобрили и приступили к строительству в 1932 году. Однако к этому времени конструктивистский стиль стал неактуален, пришло время размашистого ампира — гостиницу хотели видеть в имперском размахе и пафосе.
Исправить ошибки предложили Щусеву — он согласился на условиях отстранения от работы Савельева и Страпана. По итогу у здания появились колонны, балконы с арками, виньетки. Фасады у гостиницы оказались несимметричными — это породило городскую легенду. «Москва» до наших дней не сохранилась. Ее снесли в 2004 году, а в 2013-м на том же месте построили новую гостиницу, похожей формы, но большего размера.
В дальнейшем Щусев спроектировал полукруглый дом архитекторов на Ростовской набережной (проект предполагает полную модернизацию набережных около Киевского вокзала, но по итогу было построено лишь одно здание — сейчас оно сильно выделяется на фоне архитектурной застройки). Также Щусев перестраивал здание НКВД на Лубянке (ныне здание ФСБ). Изначально архитектор хотел превратить его в ратушу, а после размышлял над стилем русского зодчества. Однако проекты отклонили, и Щусев сделал реконструкцию с отсылками к Дворцу Канчеллерия в Риме.
«Дворец для народа»
Последним проектом Щусева стала станция метро «Комсомольская» в Москве. Архитектор начал заниматься проектированием в 1949 году. По задумке станция должна была стать витриной столицы и встречать приезжих на площадь трех вокзалов роскошью и размахом.
Станция была оформлена в русском стиле с мраморными колоннами, лепниной с растительным орнаментом. Главным украшением стала мозаика с изображением военных подвигов России. Щусев умер в 1949 году и не застал постройку станции — над проектом работали его ученики.
Архитектор прожил выдающуюся творческую жизнь. Щусев не замкнулся на одном стиле, а менял его и вдохновлялся каждым периодом времени, в котором жил. Он построил по-настоящему культовые сооружения во всех смыслах — от религиозных объектов до мест идеологического поклонения. И внес колоссальный вклад в тот архитектурный образ Москвы (а вместе с ней и России), которую мы знаем сегодня.