Marcin Obara/EPA/TASS
Marcin Obara/EPA/TASS
власть

Крайняя битва популистов с либералами: чем закончатся парламентские выборы в Польше?

Предстоящие выборы эксперты уже называют самым главным голосованием в стране за последние тридцать лет

15 октября в Польше состоятся очередные парламентские выборы — жителям страны предстоить избрать представителей в Сейм и Сенат. На всенародном голосовании ожидается нешуточная борьба: оппозиция имеет реальные шансы сменить правых популистов из «Права и справедливости», теряющих поддержку электората. Рассказываем о раскладе сил перед ключевыми европейскими выборами 2023 года.

Что нужно знать о польской политической системе

Выборы в Сейм (460 депутатов) проходят по пропорциональной системе с открытыми партийным списками в многомандатных округах. От каждого округа в нижнюю палату избираются в среднем 11 депутатов, причем для распределения мест используется метод Д'Ондта, который отдает предпочтение крупных партиям.

Выборы в верхнюю палату проходят по одномандатным округам, 15 октября полякам предстоит избрать 100 сенаторов. Вместе с этим пройдет всенародный референдум по вопросам миграционной политики ЕС, повышению пенсионного возраста, приватизации предприятий и строительству стены на границе с Белоруссией. Однако договориться по всем этим вопросам будет непросто.

Польша — страна с расколотым обществом. Крупные города ориентированы на европейский образ жизни и интеграцию с ЕС, в то время как сельская местность выступает за традиционные ценности и консервативную политику. С 2015 года лидерство удерживает консервативный фланг во главе с популистской «Право и справедливость» (ПиС), дважды побеждавшей на парламентских выборах 2015 и 2019 гг. Но опросы демонстрируют снижение поддержки правящей партии. Все больше поляков готовы отдать голос леволиберальному флангу во главе с «Гражданской платформой» (ГП), главным противником ПиС.

Принципиальное столкновение двух ведущих политических сил Польши развивается с середины 2000-х гг. В 2005-м «Право и справедливость» победила на парламентских выборах, но не пошло на сотрудничество с некогда дружественной «Гражданской платформой», а создало крайне неустойчивую коалицию с правыми силами. Коалиция продержалась всего два года. В том же 2005-м на президентских выборах победил основатель ПиС Лех Качиньский (через пять лет он погибнет в авиакатастрофе под Смоленском).

Как к власти в Польше снова пришла «Право и справедливость»

После смерти Качиньского перевес оказался на стороне ГП — она одержала победу на парламентских выборах 2007 и 2011 гг. Однако в 2014 году ее бессменный лидер Дональд Туск ушел в отставку с поста премьер-министра и стал председателем Европейского совета.

После кризиса 2008 года польская экономика показывала рекордные для ЕС темпы восстановления, но уровень безработицы оставался довольно высоким. На этом фоне росла поддержка популистской ПиС, которая использовала яркую антимигрантскую риторику и обвиняла оппонентов в предательстве национальных интересов.

На президентских выборах 2015-го ПиС представлял молодой политик Анджей Дуда. Ему удалось одержать победу и повторить успех на выборах 2020-го. Параллельно партия добилась перевеса на парламентских выборах 2015 и 2019 гг., получив абсолютное большинство в Сейме и сосредоточив в своих руках законодательную и исполнительную власть. Однако на выборах 2019 года оппозиционные силы разделили между собой одномандатные округа, и ПиС потеряла большинство в Сенате.

Почему правые силы в Польше оказались так популярны…

Моноэтническое и моноконфессиональное польское общество оказалось благоприятной почвой для популистской риторики. И хотя мигранты предпочитают Германию и страны Западной Европы, а доля мусульманского населения Польши не превышает 0,1%, игра на теме «внешней угрозы» работает безотказно. Эффект только усиливается за счет эмиграции польской молодежи, особенно интенсивной после интеграции с ЕС в 2004 году, — вполне реальная угроза существованию нации.

ПиС проводила консервативную политику в области миграционного законодательства, запретила аборты, оказывала давление на представителей ЛГБТ, подчинила государственные СМИ и провела судебную реформу, фактически поставившую судей в зависимость от Министерства юстиции, — в ответ ЕС заморозил предоставление Польше €35 млрд из фонда помощи в борьбе с последствиями пандемии.

В Варшаве и других крупных городах реформы ПиС спровоцировали акции протеста. Однако правые популисты надежно закрепились в сельских регионах страны за счет широкомасштабной социальной поддержки. Серым кардиналом Польши становится глава «Права и справедливости» Ярослав Качиньский, брат-близнец погибшего президента. Он занимает специально созданный пост вице-премьера и курирует силовые ведомства. Исследователи отмечают, что за годы правления ПиС в Польше значительно усилились авторитарные тенденции в политике.

…и почему на предстоящих выборах ПиС может оказаться не у дел

Пандемия и СВО нанесли серьезный удар экономике страны, а оппозиция получила неожиданное усиление: популярный в народе экс-премьер Дональд Туск оставил работу в ЕС и вернулся в польскую политику. На выборах 2023 года либералы выступают за восстановление отношения с Брюсселем, независимость судов и СМИ, либерализацию законодательства в отношении абортов и легализацию однополых браков.

Крепнет угроза с правого фланга. Радикальная Конфедерация играет на электоральном поле ПиС, используя украинофобскую риторику. Именно для сохранения ядерного электората, — фермеров, столкнувшихся с демпингом цен на зерно, — Варшава запретила импорт украинской сельхозпродукции и приостановила поставки нового вооружения Киеву. ПиС ходит по лезвию ножа: смена внешнеполитического курса может оттолкнуть неопределившихся избирателей.

Согласно последним опросам, «Право и справедливость» лидирует с поддержкой в 35%, на втором месте «Гражданская платформа» (30%), а основная борьба ожидается за третье место. Центристский «Третий путь», новые левые и праворадикальная Конфедерация идут нос к носу: 8-11%.

Первые две силы, вероятно, пойдут на коалицию с ГП. ПиС, в свою очередь, может рассчитывать на поддержку Конфедерации, однако рейтинги последней демонстрируют отрицательную динамику, и суммарно популистский блок вряд ли наберет абсолютное большинство мандатов. Но «Третий путь» — это коалиция; для прохождения в Сейм ему необходимо набрать не 5% голосов, а 8%, и потому результаты выборов спрогнозировать невозможно. Все решат доли процента голосов.

Как польские политики боролись за голоса избирателей накануне выборов

В ход пошли излюбленные темы ПиС: мигранты, предательство национальных интересов в угоду Брюсселя и неизбежный хаос в случае прихода к власти леволиберальной коалиции. ПиС использует элементы экономического популизма: увеличивает пенсии, а с нового года обещает повысить выплаты на каждого ребенка; конечно, если останется у власти.

Дональд Туск не отстает от политических противников. По его мнению, в случае победы ПиС Польша может выйти из ЕС — совершенно нереалистичный сценарий, учитывая финансовую поддержку со стороны Брюсселя.

Не пропустила оппозиция и громкий скандал правящей партии: выяснилось, что за последние 30 месяцев в Африке и Азии было продано 250 тыс. польских рабочих виз — явная демонстрация двуличности лидеров ПиС, выступающих за ограничение миграции.

За две недели до выборов ГП организовала в Варшаве массовую акцию протеста, «Марш миллиона сердец». В ней действительно приняли участие около миллиона поляков — некоторые опросы даже показали падение рейтингов правящей партии.

Столица под предводительством либералов бастует против «Права и справедливости», ПиС всеми силами пытается дискредитировать оппозицию и сохранить ядерный электорат от перехода к еще более правой Конфедерации… Вот уж действительно польско-польская война, итоги которой решат выборы 15 октября.

Глеб Беляков