Parker Song/POOL/ТАСС
Parker Song/POOL/ТАСС
власть

Поздравления Си и сожаления Орбана: как прошла поездка Владимира Путина в Китай

Российский лидер провел переговоры с мировыми лидерами и выступил на международном форуме

17-18 октября президент РФ Владимир Путин совершил вторую за год зарубежную поездку. Он посетил Пекин, где принял участие в форуме «Один пояс — один путь» — инициативе КНР по развитию экономического партнерства и инфраструктуры стран Евразии. В рамках визита политик сверил часы по международной повестке с лидерами иностранных государств, в том числе с председателем КНР Си Цзиньпинем и премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Рассказываем, чем важна эта поездка.

Переговоры с зарубежными коллегами

17 октября, до форума, Владимир Путин провел ряд переговоров с мировыми лидерами. Политик встретился с президентом Вьетнама Во Ван Тхыонгом. В ходе разговора Путин отметил, что отношения государств развиваются в «традиционно дружеском ключе», а за первое полугодие 2023 года товарооборот между РФ и Вьетнамом увеличился на 6%.

Во Ван Тхыонг указал, что Ханой считает Москву своим главным партнером. Также лидер восхитился российской природой, людьми и характерами россиян, образ которых «всегда хранится в сердцах вьетнамцев», и пригласил Путина в страну с официальным визитом.

Далее — переговоры с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Во время диалога Путин подчеркнул, что взгляды Москвы и Будапешта не всегда совпадают, но есть и плюсы. «В сегодняшних геополитических условиях возможности для поддержания контактов и развития отношений весьма ограничены, тем не менее не может не вызывать удовлетворения, что со многими странами Европы у нас отношения сохраняются, развиваются. Одна из этих стран — это Венгрия», — сказал российский лидер.

Премьер, в свою очередь, отметил, что Венгрия никогда не стремилась к противостоянию с Россией: сейчас, с его слов, страна намерена поддерживать не только общение, но и экономические связи «пока это возможно». Также Орбан заявил, что Будапешт прилагает максимум усилий для спасения крупиц оставшихся двусторонних контактов.

«Были сложные встречи, но такой сложной, как эта, еще не было. В такой тяжелой ситуации мы еще никогда не находились. Из-за военной операции и санкций наши отношения, к сожалению, очень много претерпели, и это глубоко поразило “ткань” того, что мы с вами совместно построили», — пояснил он.

Григорий Сысоев/POOL/ТАСС
Григорий Сысоев/POOL/ТАСС

Позднее Путин встретился с премьер-министром Таиланда Сеттхой Тхависином: российский президент выразил приверженность интенсивному развитию отношений государств. Далее глава РФ провел переговоры с монгольским коллегой Ухнагийин Хурэлсухом — лидеры обсудили проект создания газопровода из РФ в Китай через Монголию.

Также Путин встретился с президентом Лаоса Тхонглуном Сисулитом, указав, что у стран хорошие перспективы для экономического сотрудничества и увеличения торговых объемов. Последними за этот день (но не по значению) стали переговоры с и.о. премьер-министра Пакистана Анваром-уль-Хак Какаром: на них Путин заверил коллегу о готовности РФ соблюсти обязательства по поставкам зерна в Пакистан.

Многополярный форум Китая

На следующий день в пекинском Доме народных собраний состоялось открытие III Международного форума «Один пояс — один путь». Си Цзиньпин выступил с приветственным словом, заявив, что быстроразвивающиеся страны должны помогать отстающим, поддерживать друг друга и уважать.

Следующее слово взял Путин. Политик указал, что инициатива Китая четко «нацелена на формирование более справедливого многополярного мира». Также российский лидер отметил, что Москва и Пекин разделяют стремление стран к равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству в целях прогресса «при уважении цивилизационного многообразия и права каждого государства на собственную модель развития».

Форум «Один пояс — один путь» прошел в КНР в третий раз. В нем приняли участие государства, которые присоединились к одноименной инициативе Китая, выдвинутой в 2013 году. Россия не принимает прямого участия в инициативе, но всячески поддерживает ее.

Переговоры Путина и Си

После церемонии открытия форума в Пекине состоялись российско-китайские переговоры с участием делегаций. Пресса смогла услышать только приветственную часть. В ней Си начал с подведения итогов в цифрах. «За десять лет — начиная с 2013 года — мы с вами, господин президент, провели 42 встречи, наладили добрые деловые отношения, крепкую личную дружбу», — сказал он Путину.

Путин в ответ заявил, что Россия и КНР выстраивают тесную внешнеполитическую координацию, особенно актуальную в условиях давления со стороны Запада. «Мы вчера вечером проанализировали, от сегодняшнего дня год назад — 200 млрд [товарооборота] уже есть. А по календарному году эта планка точно будет преодолена», ― отметил он.

Сергей Гунеев/POOL/ТАСС
Сергей Гунеев/POOL/ТАСС

После двусторонних переговоров Путин и Си поговорили тет-а-тет. «У нас был деловой обед в узком составе, где присутствовали министры иностранных дел с обеих сторон, а потом председатель Си предложил нам уединиться. Говорили часа полтора-два, обсуждали некоторые вопросы совсем конфиденциального характера», — рассказал позже президент РФ.

Также Путин объявил, что премьер-министры РФ и Китая планируют подписать в Бишкеке план двустороннего взаимодействия до 2030 года. «Это очень хороший план — он конкретный, существенный», — сказал он.

Публичная демонстрация общего курса

Смысл прошедшего форума заключается в публичной демонстрации курса на переустройство однополярного миропорядка во главе с США на многополярный, считает эксперт консалтинговой группы «Полилог» Александр Хазариди. Политолог объяснил в беседе с «Постньюс», что на данный момент Китай «метит на место нового гегемона», а инициатива «Одного пути» — его методичка, в которой опора сделана на расширение экономического влияния.

«Россия здесь — важный партнер и необходимое связующее звено между Востоком и Западом, Севером и Югом. Встреча Путина и Си “один на один” показывает, что у РФ и КНР могут быть секреты. Просто этого факта уже достаточно, чтобы дать импульс напряжения на Запад», — заявил эксперт.

Также Хазариди отметил, что в личной беседе лидеры стран могли обсудить текущий конфликт на Ближнем Востоке. «Китай всегда был на стороне Палестины в этом конфликте. Вероятно, Кремлю требовалось уточнить, останется ли Поднебесная на ней дальше и будет ли предпринимать серьезные попытки разрешить конфликт. Особенно на фоне призывов США помочь с этим», — предположил он.

Эксперт также не исключает, что Путин мог рассказать Си о ходе СВО в надежде склонить Китай к публичному военному сотрудничеству. «Но азиатский партнер будет, скорее всего, и дальше осторожничать в духе китайской мудрости: “Переходя реку, ощупываем камни”», — уверен он.

В остальном, говорит политолог, поднятые темы в беседе могли остаться «классическими». «Транспортная инфраструктура (неслучайно Путин пригласил присутствующие на форуме страны к сотрудничеству по Северному морскому пути), поставки сырья и дальнейшее наращивание товарооборота. Эти темы в том числе лягут в план взаимодействия до 2030 года, который планируется подписать в Бишкеке», — заключил Хазариди.