ATEF SAFADI/EPA/TASS
ATEF SAFADI/EPA/TASS
Война в Израиле

«Вопрос в том, как далеко зайдет Израиль»: к чему приведет наземная операция ЦАХАЛ в секторе Газа

Военный эксперт Виктор Литовкин уверен, что после начала наступления преимущество будет на стороне Тель-Авива, а другие ближневосточные страны не вмешаются в конфликт

Израиль принял решение о введении войск в сектор Газа. Как утверждает Тель-Авив, это необходимо для уничтожения военной инфраструктуры ХАМАС в анклаве и освобождения заложников, захваченных боевиками и находящихся в Газе по сей день. Палестина назвала этот шаг «большой ошибкой», а группировка заявила о готовности к продолжительным боевым действиям. Рассказываем, почему откладывается начало наземной операции Израиля и что может произойти после ее старта.

«Сильный удар, чтобы добиться победы»

20 октября посол Израиля в РФ Александр Бен Цви заявил, что Тель-Авив принял решение о проведении наземной операции в секторе Газа. «Решение связано с выполнением наших задач, о которых мы уже говорили. Это разрушение всех террористических структур ХАМАС и освобождение заложников. И поэтому без использования, в том числе, наземной операции, это невозможно сделать», — пояснил он.

В тот же день министр обороны Израиля Йоав Галант назвал три этапа войны с ХАМАС. «Мы находимся в состоянии войны, нам не оставили выбора. 7 октября запомнится как день, с которого началось уничтожение ХАМАС», — сказал он.

Что за три этапа войны?
  • Первый этап (на нем сейчас ЦАХАЛ) включает в себя удары, а позже — маневрирование с целью уничтожения боевиков и ликвидации инфраструктуры ХАМАС.
  • Второй этап — промежуточный. По словам Галанта, он потребует операций с гораздо меньшей интенсивностью для нейтрализации очагов сопротивления исламистов в оставшихся «горячих точках терроризма».
  • Третий этап должен снять с Израиля ответственность за жизнь в Газе и помочь сформировать «новую реальность в области безопасности» для израильтян.

19 октября Галант встретился с военными ЦАХАЛ недалеко от границы с Газой и анонсировал «скорое» начало операции в анклаве. «Сейчас вы видите Газу издалека, скоро вы увидите ее изнутри, приказ поступит», — сказал он. Присутствующий на встрече командующий Южным военным округом генерал-майор Ярон Финкельман подчеркнул, что наступление ЦАХАЛ будет «долгим и напряженным».

Позже тот же приграничный район посетил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Он отправился туда, чтобы встретиться с военнослужащими армии (вероятно, перед началом сухопутного наступления) и снял с ними совместное видео, на котором заявил: «Мы победим со всей своей силой. Весь народ Израиля стоит за вами, и мы нанесем сильный удар по нашим врагам, чтобы добиться победы».

Нетаньяху с военнослужащими ЦАХАЛ. Фото: Zuma/TASS
Нетаньяху с военнослужащими ЦАХАЛ. Фото: Zuma/TASS

После приезда Нетаньяху ЦАХАЛ объявила об эвакуации жителей Кирьят-Шмона, а член Совета нацбезопасности Израиля, министр экономики и промышленности Нир Баркат, сообщил, что армия получила «зеленый свет» на вход в сектор Газа «по готовности». Чиновник отметил, что Тель-Авив намерен ликвидировать подземные туннели ХАМАС в Газе, которые станут «самым большим кладбищем в мире», но «первый и последний приоритет» вторжения — уничтожение боевиков. «Мы приложим все усилия, чтобы вернуть наших заложников, вернуть их живыми», — сказал он.

Как писало Reuters, сухопутная операция ЦАХАЛ в Газе будет отличаться «невиданной свирепостью» и не будет похожа ни на одну из других, которые Израиль проводил в анклаве ранее. Источники издания полагают, что Тель-Авив намерен «разрушить инфраструктуру Газы даже ценой большого числа жертв среди мирного населения», а также отбросить ее жителей ближе к египетской границе.

При этом собеседники убеждены, что у израильских властей нет плана действий на период деэскалации. «У Израиля нет эндшпиля для Газы. Их стратегия состоит в том, чтобы сбросить тысячи бомб, уничтожить все и войти, но что потом?» — задались вопросом они.

Ранее экс-глава минобороны Израиля Бенни Ганц допустил, что война с боевиками может растянуться на несколько месяцев. Чиновник считает, что Тель-Авив стремится не только уничтожить ХАМАС, но и сделать юг «на 100% раем». «Война на юге — а при необходимости и на севере или где-либо еще — может занять месяцы, а восстановление займет годы. Только когда [восстановление] будет завершено, мы победим», — указал он.

«Выстрел в ногу»: может ли Израиль применить ядерное оружие против ХАМАС?
«Выстрел в ногу»: может ли Израиль применить ядерное оружие против ХАМАС?

«Неожиданный удар» ХАМАС

Палестина в ответ на сообщения о подготовке операции указала, что ее проведение — «большая ошибка». «Они приняли решение, но еще не начали. Мы думаем, что сейчас очень трудное положение и это будет большой ошибкой для Израиля, если он начнет эту атаку», — указал посол Палестины в РФ Абдель Хафиз Нофаль.

ХАМАС, в свою очередь, заявила, что готова «к продолжительным боевым действиям» с ЦАХАЛ. Со слов представителя военного крыла группировки Абу Обейда, боевики «контролируют ситуацию на местах и знают, когда наносить удары».

Кроме того, ХАМАС может обладать «скрытым продвинутым оружием», которое она способна применить в случае начала наземной операции ЦАХАЛ в Газе, сообщила газета The Washington Post. По оценке издания, боевики могли приобрести технологии для создания «целого ряда современных видов оружия» — от мощных мин до высокоточных управляемых ракет. Их якобы разработали за пределами сектора Газа «с помощью иранских специалистов».

В публикации говорится, что после начала операции боевики могут попытаться «заманить израильские войска на свою территорию», а затем «нанести неожиданный удар по целям вдали от линии фронта» тем самым продвинутым оружием. WP отмечает, что такую тактику использовала ливанская группировка «Хезболла» против ЦАХАЛ в 2006 году.

19 октября стало известно о ненадежности системы израильского ПВО «Железный купол». По данным Bloomberg, cистема может быть подавлена ​​ракетными атаками, если региональный конфликт перерастет в более широкий — с участием «Хезболлы». Как подчеркивает издание, это связано с тем, что ливанская группировка — «самая хорошо вооруженная негосударственная организация в мире», а также владеет большим и разнообразным ракетным арсеналом.

История большого обмана: чем известна группировка ХАМАС, с которой воюет Израиль
История большого обмана: чем известна группировка ХАМАС, с которой воюет Израиль

«Глубокое и интенсивное влияние» США

Старт наземной операции откладывается Тель-Авивом с самого начала эскалации. Израиль не раз отмечал, что решение о ее проведении должны принять военнослужащие ЦАХАЛ. Командование утверждало, что сухопутное наступление должно начаться после оценки ситуации с эвакуацией гражданского населения.

Ранее Израиль планировал начать операцию в Газе 14-15 октября, однако Тель-Авив решил ее перенести на несколько дней «из-за погоды». Позже власти вновь отложили старт наступления до завершения визита в Израиль президента США Джо Байдена.

Лагерь ЦАХАЛ у границы с Газой. Фото: HANNIBAL HANSCHKE/EPA/TASS
Лагерь ЦАХАЛ у границы с Газой. Фото: HANNIBAL HANSCHKE/EPA/TASS

Затягивание начала операции могло происходить по причине вмешательства США в оборонную политику Тель-Авива. Как пишет Bloomberg, Вашингтон повлияет на «серьезное изменение» планов по сухопутному вводу войск в Газу.

По данным агентства, в первые дни эскалации в ЦАХАЛ обещали, что нанесут «скоординированные удары с воздуха, моря и земли» для уничтожения ХАМАС в Газе. Позднее представители израильской армии стали заявлять, что операция «может отличаться» от ожиданий: «начаться позже и продлиться дольше, разворачиваясь самым неожиданным образом». «В это время Израиль посетили госсекретарь США Энтони Блинкен, глава Пентагона Ллойд Остин и президент Джо Байден», — отмечается в публикации.

Также издание подчеркивает, что влияние Вашингтона на войну в Израиле «глубже и интенсивнее, чем любое влияние Штатов в прошлом». По данным Bloomberg, Америка «определяет сроки и способ проведения атаки», а также намерена ограничить потери среди мирных граждан Газы до 2 млн человек.

Агентство полагает, что Белый дом привержен цели Тель-Авива по ликвидации военной инфраструктуры ХАМАС в Газе, реализация которой возможна лишь при наземном вторжении в сектор. «Группировка потратила десятилетия на строительство сети туннелей и других огневых точек», — указано в материале.

Кроме того, Вашингтон снабдил ЦАХАЛ оружием перед операцией, пишет Axios. Издание утверждает, что армия и минобороны Израиля попросили США об отправке артиллерийских снарядов для их использования в сухопутном наступлении в Газе, а также для возможного конфликта с «Хезболлой» на границе с Ливаном.

Штаты в том числе передали Тель-Авиву вооружение, которое предназначалось для Украины. Неназванные американские чиновники заявили изданию, что этот шаг не окажет непосредственного влияния на российско-украинский конфликт, а сами боеприпасы находились в запасном арсенале США, который хранится в Израиле по соглашению стран.

Как устроен ЦАХАЛ и могут ли россиян в Израиле мобилизовать на войну?
Как устроен ЦАХАЛ и могут ли россиян в Израиле мобилизовать на войну?

«Никто не станет воевать за Палестину»

Основной смысл наземной операции в Газе заключается в том, чтобы уничтожить подземные заводы и тоннели ХАМАС, которые «пронизывают весь сектор». Такое мнение высказал полковник в отставке, военный эксперт Виктор Литовкин в беседе с «Постньюс». «Там ХАМАС создает свои ракеты, мины и другие различные вооружения и боеприпасы, а также располагает госпитали, всяческие склады», — пояснил он.

Кроме того, продолжает Литовкин, Тель-Авив может планировать «отхватить какую-то часть территории Газы», чтобы продвинуться вперед. «Это отдалит сектор от израильской территории, а значит, оттуда не прилетят ракеты в сторону Израиля», — сказал он.

После ввода войск в анклав «никто из ближневосточных стран не станет воевать за Палестину», убежден отставной полковник. Это связано с тем, что для этого шага не у всех из них «есть достойные армии». Литовник привел в пример Иран, который, несмотря на свои хлесткие заявления, вряд ли вмешается в конфликт.

Виктор Литовкин, военный эксперт, полковник в отставке

Тегеран понимает, что за спиной Израиля стоят США, а Штаты могут нанести удар по ядерным объектам Ирана, чего не хочется последнему. Так что, кроме риторики и поддержки «Хезболлы» на севере Сирии, Ирака и Ливана никто не решится на что-то большее.

А больше и некому воевать за Палестину: Иордания не станет этого делать, как и Египет. Обратите внимание, что ни Амман, ни Каир даже не хотят принимать беженцев из Палестины.

一 Виктор Литовкин, военный эксперт, полковник в отставке

Эксперт не исключает, что ливанская «Хезболла» могла бы присоединиться к ХАМАС после начала операции ЦАХАЛ, но «у группировки не так много войск, чтобы доставить серьезные неприятности армии Израиля». Поэтому Литовкин уверен, что после наземного наступления военное преимущество «однозначно» сохранится за Тель-Авивом, обладающим «мощной, подготовленной и технологически развитой армией».

«Нет никаких сомнений, что в итоге победа будет за Израилем. Но вопрос в том, как далеко ЦАХАЛ готов зайти в своей операции, потому что вторжение грозит Израилю потерями личного состава, а война не бывает прогулкой в одну сторону. Они и так потеряли после эскалации более 1300 человек: таких потерь у страны не было никогда за всю историю существования государства», — рассуждает он.

Что касается гуманитарной помощи, то Литовкин полагает, что после начала операции ее смогут доставлять через Египет. Однако даже тогда Каир не станет принимать палестинских беженцев. «Вполне возможно, что Египет открыл свой КПП “Рафах”, чтобы выпустить из Газы американских или иностранных граждан, но никого из палестинцев. Они никому не нужны на Ближнем Востоке, потому что в регионе убеждены, что палестинцы — люди непредсказуемые, авантюрные, которые могут доставить проблемы», — сказал он.

Резюмируя, военный эксперт напомнил, что Израиль обещал начать операцию через 24 часа после начала эскалации конфликта. «Этого не произошло, а значит, ведутся какие-то закулисные переговоры, где, в том числе, речь идет о судьбе заложников в Газе в плену ХАМАС. Что будет с пленными после начала операции — пока говорить не приходится», — заключил Литовкин.

Казнь в прямом эфире или обмен на заключенных: что ждет заложников палестинской ХАМАС
Казнь в прямом эфире или обмен на заключенных: что ждет заложников палестинской ХАМАС
Эльнара Синютина