культура

Скандалы, драки и сосиски: как судебные шоу захватили телевидение

Все началось в 30-х годах на западном радио. Ближе к нулевым трешовые и порой очень смешные программы добрались и до нашего ТВ
Зал Суда / Court Hour/YouTube
Зал Суда / Court Hour/YouTube

1 ноября в России отмечается день судебного пристава — это праздник специалистов, приводящих в исполнение решения суда. По случаю даты мы решили, что не будем рассказывать об общеизвестных фактах из этой непростой сферы, а вместо этого вспомним историю судебных шоу. Тех самых, что с 2000-х радуют российских телезрителей разбирательствами баттл-рэперов или скандалами со съеденными сосисками. Вперед!

Историческая справка: как зародились судебные шоу

Судебные программы появились в 1930-х на западном радио, а в течение двух следующих десятилетий перебрались на телевидение. Первые шоу — «Суд по текущим вопросам», «Ваш свидетель», «Известные суды присяжных» — представляли собой преимущественно театрализованные представления, на которых разбирались известные судебные процессы. Концепция судебного шоу зачастую имела три типа.

Первый и самый популярный сегодня — вымышленное представление с участием актеров и массовки. При этом истории могут быть как вдохновленными реальными делами, так и полностью вымышленными.

Второй работает по системе третейского суда — фактически это трансляция реального разбирательства. В таких случаях роль судьи исполняет юрист — он же рассматривает гражданские дела (в отдельных случаях истец и ответчик получают гонорар за участие в программе). Среди таких шоу была «Судья Джуди», которая выходила с 1996 по 2021 год.

Третья вариация предполагает реальный государственный судебный процесс. В качестве примера можно вспомнить программу «Пойманный в Провиденсе» с муниципальным судьей Фрэнком Каприо.

Как шоу оказались в России

В отличие от детективных фильмов и сериалов, съемки судебных шоу не требовали колоссальных производственных и творческих затрат, а зрители с удовольствием потребляли подобный контент. Начиная с середины прошлого века особенно популярным на Западе был самый забавный и одновременно безумный формат — тот, что с актерами, массовкой и очень драматизированным сценарием. А вот уже в 90-х телезрители захотели какого-никого реализма, как в том же «Судье Джуди» с отставным адвокатом и судьей Джудит Шейндлин.

Тем временем в СССР аналогов судебных программ не было — зато был «Человек и закон», репрезентировавший проблемы страны. Однако позднее, в середине нулевых, на «Рен-ТВ» начался показ «Часа суда» с адвокатом Павлом Астаховым. В шоу рассматривали гражданские дела, основанные на присланных зрителями материалах (при этом имена истцов и ответчиков и обстоятельства дела изменяли). Через несколько лет у проекта появился спин-офф «Час суда. Дела семейные» — там в том, кто прав, а кто виноват, разбирались уже родственники.

С каждым годом судебных баталий на телевидении становилось все больше: так, в 2005-м на «Первом» запустили «Федерального судью», а на «России 1» — «Суд идет». Чуть позже на канале ДТВ (изменил название на «Перец», а потом на «Че») стартовали «Судебные страсти», а на НТВ начался «Суд присяжных». В наше время российские судебные шоу малопопулярны, но все же некоторые из них продолжают существовать на ТВ — например, «Дела судебные. Новые истории». Главный вопрос — что позволило им остаться на плаву?

Простота, безопасность и неповторимый треш

Объяснить долгоиграющую востребованность формата можно несколькими причинами. Прежде всего, авторы любого судебного шоу пропускают самую рутинную и длительную часть расследования — сбор доказательств и разного рода бюрократические моменты. Вместо этого зритель моментально погружается в процесс и в течение одного эпизода узнает исход дела и меру наказания преступника. Кроме того, психологи отметили, что при просмотре судебных шоу люди «чувствуют себя в безопасности и сопричастности к большой системе государства».

Также есть мнение, что судебные программы выполняют функцию юридического просвещения россиян — якобы шоу помогают разобраться, как и почему были приняты те или иные решения. Однако есть и обратное мнение: практикующие юристы считают, что знания, почерпанные из передач, на деле часто оказываются ложными. Здесь работает эффект, схожий с феноменом тру-крайм сериалов, во время просмотра которых зрители превращаются в диванных детективов.

Впрочем, многие любят экранное правосудие не столько за простоту формата или образовательную ценность. Неповторимый театрализованный треш с посредственными актерами, достигший с годами своего абсолюта — вот главная фишка практически любого современного судебного шоу. Например, Павел Астахов был свидетелем дела с сосисками, а в «Делах судебных» женщина подавала на развод из-за съеденного мужем бургера. Но неправдоподобные дела — не вершина абсурда.

В проекте «По делам несовершеннолетних» баттл-рэперы МС Дохлый и МС Баба устроили рэп-разборку, в которую внезапно вступил адвокат: «Хватит делать из жизни шоу — это ни разу не хорошо. Стерта грань между реальностью и хайпом: Ване светит срок, и это не по кайфу». Возможно, именно из-за такого отборного кринжа формат продолжает относительно успешно существовать в интернете.

Наконец, в каждом эпизоде программ подводится важный и эмоциональный итог: судья общается с участниками процесса, оценивает их действия и так или иначе наставляет людей на путь истинный. Разве может жвачка для мозга быть лучше и веселее?

Никита Прунков