музыка

Почему The Rolling Stones — настоящие боги рок-н-ролла?

Патетика в заголовке оправдывается каждой песней, которую дедушки рока подарили нам за эти 60 с лишним лет
Zuma/TASS/Shalan Stewart
Zuma/TASS/Shalan Stewart

В конце октября издание Daily Mail сообщило, что культовая рок-группа The Rolling Stones стала первым коллективом в Великобритании, чей доход составил $2 млрд. Незадолго до этой новости заслуженные ветераны жанра выпустили первый за 18 лет студийный альбом — Hackney Diamonds. Как Джаггеру, Ричардсу и Вуду удается оставаться актуальными даже спустя 60 лет карьеры и почему их крайний (надеемся, не последний) релиз — если не великая, то как минимум безукоризненная работа. Разбираемся.

Как «Роллинги» стали великим

В 1960-х «Роллинги» (на тот момент — Мик Джаггер, Кит Ричардс, Дик Тейлор, Брайан Джонс, Иэн Стюарт и Мик Айвори) зачастую воспринимались как антитеза приличным и даже прилизанным «Битлам». Став очевидными рок-н-ролльными антагонистами — более мрачными, грубыми и развязными, как в творчестве, так и поведении на сцене — плохие столичные парни успешно эпатировали британский истеблишмент и конкурировали с ливерпульским квартетом. Причем иногда доходило до откровенных диссов и даже обвинений в воровстве.

Боже, храни The Beatles. Или все же The Rolling Stones?
Боже, храни The Beatles. Или все же The Rolling Stones?

Тем не менее противостояние коллективов было не таким уж и долгим, ведь «четверка» закрылась уже к 70-му году. А вот «Роллинги» к моменту распада как раз обрели неповторимую музыкальную идентичность, осторожно экспериментируя с разными жанрами. Если в самом начале пути Stones были скорее кавер-группой, периодически выпускающей блюз-роковые авторские синглы, то в том же 67-м они попробовали окунуться в психоделику и выпустить Their Satanic Majesties Request. В следующих двух десятилетиях Джаггер и компания продолжили интегрировать в свой рок-н-ролл новые веяния — например, элементы панка и диско в Emotional Rescue.

Изначально вдохновлявшиеся афроамериканским ритм-н-блюзом и соулом музыканты, долго жаждавшие перманентного бунта, плавно уходили от контркультурного образа и становились стадионной рок-группой. Однако они не теряли свое музыкальное бунтарство: запоминающиеся риффы, мощные гармоники и грохочущие барабаны — все это продолжало существовать и в более поздних релизах «Роллингов». Пройдя через наркотические скандалы, отмену в СМИ и другие препятствия, коллектив обретал все большую народность. В середине 90-х их Voodoo Lounge заслужил «Грэмми» и повлек за собой мировое турне.

И как им удалось не потерять в актуальности

В нулевых Джаггера посвятили в рыцари, что плохо мэтчилось со статусом отвязной (пусть и 60-летней) рок-звезды. Вместе с тем группе стали посвящать больше документальных фильмов и передач, а их постоянные переиздания лучших работ только укрепляли статус легенд. Но, несмотря на очевидное старение, Джаггер с командой не скатывались в вечные самоповторы и не жили исключительно прошлым. Rolling Stones не были ретрогруппой, гастролирующей только со старыми хитами. Более того, они оставались активными и в новом столетии. Пусть и с куда меньшим размахом.

Если в период с 70-го по 90-й года «Роллинги» могли выпустить 11 релизов, то в нашем веке они ограничились тремя пластинками. A Bigger Bang 2005 года подарил миру культовую Rain Fall Down и еще ряд общеизвестных песен, а кавер-альбом Blue & Lonesome 2015-го оказался данью уважения любимым блюзменам рокеров. При этом возрастные идолы все еще отшлифовывали свое и без того безупречное звучание, а лично Джаггер радовал поклонников сольными синглами и крайне недооцененным и разножанровым сайд-проектом SuperHeavy.

Каким получился Hackney Diamonds

Нежелание группы и в особенности Джаггера стареть было видно как в их лайв-выступлениях (они и в пенсионном возрасте дают жару), так и в последней работе под названием Hackney Diamonds. Рокеры начали работу над альбомом в 2022-м, а в качестве продюсера выбрали модного обладателя «Грэмми» Эндрю Уотта. Он, кстати, не так давно работал с другими мэтрами жанра — Оззи Осборном и Игги Попом. В итоге мы получили ожидаемо крепкую работу, которая идеально сочетает в себе фирменные для «Роллингов» блюзовость с госпелом и, например, кантри с соулом.

Ветераны пригласили на Hackney Diamonds бывшего оппонента — Пола Маккартни, а также Элтона Джона, Стиви Уандера, Леди Гагу и др. артистов, которые привлекли к пластинке дополнительное внимание. Впрочем, стоит сказать, что и без него релиз вышел более чем свежим, актуальным и фирменным. Тому подтверждение аутентичный саунд и все такой же страстный и задорный вокал Джаггера. Нельзя не вспомнить и то, что это последний альбом группы, на котором играет великий барабанщик Чарли Уоттс, умерший в 2021 году. Hackney Diamonds не стал революцией в современном роке, но в очередной раз напомнил всем, почему «Роллинги» — величайшие.

Никита Прунков