AP/TASS
AP/TASS
музыка

Возвращение во тьму: как Эми Уайнхаус изменила поп-музыку, но не справилась со своими демонами

Певица вернула в жанр автобиографичность. Она не боялась говорить о темных сторонах жизни, но в итоге побороть их ей не удалось

14 сентября одной из главных поп-звезд XXI века Эми Уайнхаус могло исполниться 40 лет. Подобно другому члену «Клуба 27» Курту Кобейну, Эми прожила недолгую, но крайне сложную жизнь, а ее путь полностью соответствовал фразе из предсмертной записки рок-идола — «лучше сгореть дотла, чем угаснуть». И несмотря на то, что певица выпустила всего два лонгплея, это не помешало ее музыке навсегда закрепиться в истории. По случаю трагической даты вспоминаем творческие и жизненные траектории Эми.

Любовь к музыке с детства

Эми Уайнхаус родилась в северной части Лондона (Саутгейт), в еврейской семье Дженис и Митчелла Уайнхаус. Мать Эми работала фармацевтом, отец таксистом, а любовь к музыке ей активно прививала бабушка Синтия — она была джазовой и соул-певицей и в 1940-х встречалась с саксофонистом Ронни Скоттом. Кроме того, братья Дженис занимались музыкой, а отец время от времени напевал дочери песни Фрэнка Синатры.

Очарованная джазом и поп-музыкой девочка заслушивалась Эллой Фицджеральд, Сарой Воэн и Билли Холидей — впоследствии они оказали влияние на ее собственное творчество. Со временем пристрастия Эми пополнились госпелом (хоть сама она не религиозна), афроамериканскими духовными песнопениями, блюзом, детройтским соулом и набравшим в 90-х популярность хип-хопом. Уже в 10 лет Уайнхаус вместе с подругой собрала рэп-группу Sweet 'n' Sour.

Проект остался подростковым увлечением, однако в течение следующих шести лет Эми заключила первый контракт с продюсерской компанией 19 Entertainment. Саймон Фуллер разглядел в Уайнхаус неподдельный талант, который в том числе заключался в ее невероятных вокальных навыках — голос молодой девушки было сложно отличить от матерой темнокожей джазовой исполнительницы.

Бремя большого таланта и зависимости

В 2002 году Эми выпустила первый альбом под названием Frank — критики встретили его тепло и даже сравнили молодого автора с Сарой Воэн и Мэйси Грей. Тогда артистка выглядела не так экстравагантно, как в конце десятилетия, но все равно подавала надежды в качестве главного контркультурного поп-элемента эпохи. На фоне однообразных продюсерских проектов Эми Уайнхаус и ее соул-релиз с нотками трип-хопа и регги звучал как минимум необычно — прибавьте к этому искренние тексты и уместную эстрадность в манере исполнения.

Следующий и последний релиз — Back to Black — стал поворотным в дискографии Эми и, пожалуй, поп-музыке в целом (The Guardian называла его лучшим альбомом XXI века). В лонгплее певица объединила неосоул, умеренно электронный R&B и излюбленный джаз. Впрочем, людей не из индустрии поразил не столько опередивший время пластинки саунд, сколько открытость звезды уже вполне международного масштаба. В исповедальных и порой ироничных текстах Эми рассказывала о своих зависимостях (они преследовали ее с 14 лет), расставаниях с мужчинами и душевных переживаниях.

Эми задала настоящий тренд на откровенность и смелость, освещая самые темные стороны своей жизни в песнях. В той же Rehab певица задорно отвечала «No, no, no!» всем, кто пытался заставить ее вылечиться. И хоть музыка принесла артистке пять статуэток «Грэмми» и всемирную известность, серьезные проблемы с наркотиками и алкоголем все же привели ее в реабилитационный центр. Вместе с тем английские таблоиды не давали продохнуть еще довольно юной певице — ее отношения и сопутствующие конфликты с мужем Блейком Филдер-Сивилом (также испытывал проблемы с запущенными веществами) стали общественным достоянием.

Причины трагедии

После выхода Back to Black Уайнхаус начала окончательно погружаться во тьму, созвучную с одноименной песней. К оглушительному успеху добавились путешествия по клиникам, побеги из них, пьяные выходки и драки с мужем (они развелись в 2009-м). СМИ с остервенением распространяли различные слухи, связанные с певицей, и публиковали снимки, на которых та употребляет тяжелые наркотики. Музыкантка отменяла турне, фигурировала в публичных скандалах на телешоу и забывала слова песен на концертах.

О «начале конца» говорили буквально все, за исключением, пожалуй, отца — Митчелл до последнего зарабатывал на таланте Эми. Таблоиды жаждали получить от больной и уставшей звезды новые громкие инфоповоды, а звукозаписывающие компании — новый материал. В 2011 году, после прохождения очередного курса лечения, артистка наконец приступила к третьему релизу, который так и не вышел. В июле того же года девушку нашли мертвой в ее доме — она умерла от сердечного приступа, вызванного алкогольной интоксикацией.

Последние годы жизни общественность чаще заботили срывы и выходки музыкантки, а до ментального состояния Эми, кажется, никому не было дела. Став ходячей антитезой попсового гламура нулевых и последней отвязной звездой поколения, Уайнхаус создала свой деструктивный и непривлекательный гламур — с поправкой на грязные ногти, прическу-улей, неидеальные татуировки и широкие стрелки под глазами. Уайнхаус приняла образ настоящей рок-звезды и, к сожалению, до последнего ему следовала.

Не без помощи наркозависимого абьюзивного экс-мужа, безжалостных журналистов и отца, который настаивал на выступлениях, Эми Уайнхаус постепенно разрушила себя — она так и не выпустила долгожданный третий альбом, а, главное, не смогла обрести спокойствие и счастье. В 12 лет девочка впервые попробовала виски, в 14 — наркотики. В 20 лет она стала известной, а в 27, будучи одной из величайших поп-певиц современности, вошла в тот самый клуб. Музыка была спасением Эми, но не так долго, как она того хотела.

Никита Прунков