музыка

От лунной походки до прав темнокожих: как Майкл Джексон изменил музыку, шоу-бизнес и мир

Артист объединил множество жанров, посодействовал приходу темнокожих музыкантов на MTV и ввел тренд на дорогие клипы
Drew H. Cohen/commons.wikimedia
Drew H. Cohen/commons.wikimedia

Ровно 65 лет назад родился король поп-музыки Майкл Джексон. Обладатель 15 статуэток «Грэмми» и один из главных артистов в истории жанра продавал альбомы миллиардными тиражами, однако его влияние нельзя оценивать исключительно цифрами. По случаю важной даты мы решили, что не будем в очередной раз переписывать его и без того известную биографию, а вместо этого разберемся, как Джексон раз и навсегда изменил музыку, шоу-бизнес и мир.

Смешение жанров и неповторимая хореография

Майкл начал карьеру в шестилетнем возрасте в составе группы The Jacksons (куда также входили его братья), но по-настоящему раскрылся как артист после ухода в сольное плавание в начале 70-х. В том десятилетии молодой Джексон выпустил несколько важных релизов, в числе которых был Off the Wall, во многом предвосхитивший музыкальные тренды будущих лет. Музыкант продолжил создавать электронный R&B, а уже в 1982-м представил свой мультижанровый магнум опус под названием Thriller.

Работая над пластинкой, которая впоследствии собрала восемь «Грэмми» и стала самой продаваемой в истории, Джексон преследовал две цели — сделать каждую песню хитом и навсегда размыть четкие границы жанров. В то время как передовая американская сцена была преимущественно разделена на рок и поп-звезд, Майкл умело объединял в своем творчестве соул, диско, рок, поп, ритм-н-блюз и хип-хоп. Вспомните театрально рок-н-ролльный Beat It с гитарным соло Эдди Ван Халена, плавный The Girl Is Mine с Полом Маккартни или фанковый Billie Jean.

Ну, а дополняли музыку поп-короля, конечно, танцы. Он популяризировал лунную походку (впервые технику зафиксировали в 30-х), сделав движение своей визитной карточкой. Помимо плавного скольжения, Майкл открыл миру множество других элементов и сделал их неотъемлемой частью своих выступлений. Именно благодаря Джексону поп-певцы начали активно внедрять танцы в видеоклипы и концерты. Один из самых талантливых поклонников Майкла Джастин Тимберлейк рассказывал, что вдохновлялся тем, как сильно тот чувствует свою музыку.

Тренд на видео и легендарные шоу

Момент восхождения Джексона на олимп поп-музыки совпал с появлением другого революционного продукта времени — телеканала MTV. В 80-х артисты редко тратились на клипы и чаще склеивали нарезки с концертов, однако Майкл выбрал другой путь и совершил переворот в видеоиндустрии. Клип на трек Billie Jean для своего времени выглядел вполне инновационно, а его знаменитые прыжки по загорающимся квадратам, по информации разных источников, легли в основу культовой игры Dance Dance Revolution.

Billie Jean стал первым клипом афроамериканского исполнителя, попавшим в горячую ротацию канала, и следующий шедевр не заставил себя долго ждать. Меньше чем через год, в декабре 1983-го, режиссер Джон Лэндис снял для Джексона 14-минутный хоррор-ролик к песне Thriller. Видео, где Майкл танцует в образе оборотня вместе с зомби, обошлось певцу и продюсерам в $500 тыс., но они явно об этом не пожалели. Thriller возглавил список 100 величайших клипов всех времен по версии MTV и задал моду на крупнобюджетные сюжетные видеоработы.

Также музыкант стал одним из первопроходцев в проведении долгосрочных мировых турне. Сегодня многомиллионными шоу с яркими декорациями в режиме нон-стоп сложно кого-то удивить, но еще 30-40 лет назад не все артисты решались (да и многие не могли себе позволить) настолько масштабные гастроли. В 1992 году Джексон отправился в The Dangerous World Tour, в рамках которого провел порядка 70 концертов. Безумная энергетика и самоотдача певца буквально сводили с ума фанатов, из-за чего у многих даже случались истерики и обмороки во время выступлений.

Влияние на индустрию

Майкл Джексон совершил настоящую революцию в шоу-бизнесе, сломав сегрегационные барьеры, которые годами выстраивали телевизионщики. После того, как его клипы попали в ротацию, темнокожие музыканты получили больше заслуженного внимания: среди них были певец Принс, Рэй Паркер-младший, Джермейн Джексон и Тина Тернер. Как заявлял исполнительный директор CBS Records Боб Альтшулер, благодаря Джексону музыкальная индустрия наконец перестала разделять артистов по цвету кожи и «начала страдать дальтонизмом».

Культурное наследие Джексона сложно переоценить, а отголоски его творчества прослеживаются в песнях сотен современных исполнителей. Тот же The Weeknd, явно эксплуатирующий эстетику 80-х, говорил, что нашел свой фальцет в альбоме Майкла Oh The Wall. В свою очередь, представители K-Pop группы BTS называли артиста главным источником вдохновения, а певец Ашер рассказывал, что Джексон был для него не только великим музыкантом, но также настоящим гуманистом и филантропом.

Впрочем, Джексон гуманистом действительно был. Артист пел о мире без войны, рассуждал об изменении климата и отправлял пожертвования организациям, занимающимся исследованиями СПИДа и других заболеваний. Музыкант отдавал сотни миллионов долларов на благотворительность и помогал детям. Спустя годы и ряд скандалов, связанных с обвинениями в педофилии (в том числе тех, что произошли после смерти), оценивать фигуру Джексона сложно и, пожалуй, не нужно. Поэтому предлагаем этого не делать и просто насладиться музыкой.

Никита Прунков