Как правильно помогать людям с инвалидностью
Сегодня общество стало гораздо более инклюзивным: все больше людей стали задумываться о правах и свободах различных видов меньшинств, например, инвалидов. Теперь во многих общественных местах и заведениях существует специальное оборудование, которое упрощает транспортировку и использование того или иного помещения людьми с особыми потребностями. Однако иногда этого бывает недостаточно. В честь Международного дня инвалидов рассказываем, как правильно предлагать им помощь в таких ситуациях.
Постарайтесь преодолеть неловкость
Согласно исследованию 2014 года, 67% людей без ограничений по здоровью чувствуют себя неловко и некомфортно рядом с людьми, имеющими инвалидность. Первым бывает нелегко заговорить со вторыми: собеседник без инвалидности боится показаться покровительственным, проявить неуважение или попросту сказать что-то лишнее. Из-за этого найти в себе силы и предложить помощь бывает нелегко.
Чтобы справится с этой проблемой, психологи рекомендуют придерживаться ряда простых, но действенных правил. Для начала можно попробовать перестроить свое отношение к инвалидности: каждый раз, когда вы начнете думать о ком-то с особыми потребностями с жалостью, вспомните, что все люди равны, а у объекта ваших мыслей могут быть сильные стороны, которых нет у вас. Это поможет вам проще воспринимать инвалидов и преодолеть психологический барьер перед разговорами с такими людьми.
Предлагайте помощь, когда она действительно требуется
Частая ошибка, которую допускают люди, которые хотят оказать содействие человеку с инвалидностью, заключается в том, что они лезут не в свое дело. Люди с особыми потребностями спокойно справляются с большинством повседневных вещей и нуждаются в поддержке в исключительных ситуациях. Другими словами, не стоит рваться «спасать» человека, который просто прогуливается по магазину. Со стороны это может показаться оскорбительным и раздражающим.
Лучше всего предлагать помощь в необычных ситуациях. Например, не стоит навязываться слепому или слабослышащему человеку в общественном транспорте и рассказывать, где его остановка (вероятнее всего, он и без вас хорошо знаком с маршрутом). Однако если машинист объявляет о чрезвычайной ситуации, а инвалид не может получить доступ к этой информации или испытывает трудности с выполнением инструкций, помощь будет вполне уместной.
Сначала спрашивайте и лишь затем помогайте
Некоторые инвалиды, которые оказались в трудной ситуации, предпочитают самостоятельно справиться с проблемой. Таким образом, не стоит подбегать и помогать без предварительного согласия на этот акт доброй воли. Прежде всего необходимо подойти и уточнить, нуждается человек в поддержке. Если ответ — «нет», просто продолжайте заниматься своими делами.
Если же человек согласился, то необходимо уточнить, какого именно характера помощь ему нужна. Пусть человек подробно опишет, что именно вы должны делать. Например, как именно взять за руку незрячего или как правильно толкать коляску человека с ограниченной мобильностью.
Общайтесь напрямую
Зачастую людей с инвалидностью сопровождает специальный персонал, например, переводчики или медсестры, поэтому многие люди начинают общаться с ними в обход человека с особыми потребностями. Это очень грубо и может ранить. Для того, чтобы этого избежать, необходимо сосредоточиться на инвалиде и общаться непосредственно с ним. Например, при разговоре с глухим, смотрите ему в глаза, а не на переводчика. Если же вы уже некоторое время ведете диалог с кем-то в инвалидной коляске, то хорошим решением будет сесть на корточки перед ним, чтобы ваши глаза оказались на одном уровне.
Избегайте потенциально оскорбительных терминов
Сегодня многие термины, которые широко использовались в прошлом, считаются оскорбительными. Человек с инвалидностью, который услышит один из них, может обидеться и начать воспринимать вас в негативном свете. Например, использовать слово глухонемой при общении с глухим человеком — оскорбительно (глухие используют жестовый язык, поэтому говорить, что они немые — неуместно).
Правильный язык станет ключом к построению успешной коммуникации и спасет от многих неловких ситуаций.