Бог психоделики: как Джим Моррисон повлиял на рок-музыку
8 декабря 1943 года родился основатель группы The Doors — великий Джим Моррисон. Несмотря на то, что его карьера, как в целом и жизнь, продлилась недолго, Джим умудрился повлиять на музыку второй половины ХХ века особенным образом. По случаю важной для жанра даты «Постньюс» разбирает карьеру и творческий путь рок-идола.
«Постньюс» против употребления алкоголя и наркотиков. Статья носит исключительно исследовательский характер. На территории РФ наркотики запрещены согласно закону «О наркотических средствах и психотропных веществах».
От детской травмы до создания группы
Джим родился в Мельбурне (штат Флорида, США) в семье военного и домохозяйки Джорджа и Клары Моррисон. В возрасте четырех лет еще совсем юный Моррисон столкнулся с событием, которое, по его же словам, изменило его сознание — во время одной из поездок по пустыне семья наткнулась на перевернувшийся грузовик, из которого выползали умирающие индейцы. Во взрослом возрасте музыкант активно тиражировал эту историю, уверяя, что душа одного из погибших людей тогда вселилась в его тело.
Впрочем, талант будущего музыканта возник не на ровном месте, да и вероятно, не столько из-за потусторонних сил. С подросткового возраста парнишка, отрицавший милитаристскую идеологию отца, увлекался искусством. Джим слушал довольно массовых Пресли и Синатру, а также The Beach Boys и Kinks. В литературе предпочитал Уильяма Блейка и французских символистов Артюра Рембо и Шарля Бодлера. Кроме того, Моррисон обладал незаурядными умственными способностями — его IQ был равен 149 баллам.
Позднее Моррисон увлекся философией и поступил в Калифорнийский университет на факультет кинематографии. Сюрреалистичные работы не нашли отклика среди преподавателей, поэтому Джим решил поэкспериментировать с музыкой и заодно галлюциногенными веществами. Уже активно писавший стихи парень познакомился с другим студентом Рэем Манзареком: вместе с ним, а также Джоном Денсмором и Робби Кригером они создали группу под названием The Doors.
Почему The Doors — особенные
Дебютный альбом группы, выпущенный в 1967 году под эгидой лейбла Elektra Records, стал одной из главных пластинок десятилетия. Таинственное психоделическое звучание, объединяющее блюз с электронной музыкой и джазовыми элементами, а восточный мистицизм с духовными индийскими мотивами, тогда было особенно актуальным. Группа Моррисона полностью соответствовала запросам аудитории: благодаря гипнотическим мелодиям музыкантов и поэтическому дару Джима у них получались неповторимые по своей загадочности и звучанию композиции.
Увлекавшийся трудами Ницше и культурой американских индейцев Моррисон мог внезапно сослаться на немецкого поэта Бертольта Брехта (Alabama Song) или же интегрировать в текст провокационные для своего времени аллюзии на эдипов комплекс (песня The End). Вторая пластинка группы — Strange Days (того же 1967-го) — закрепила The Doors в статусе если не главных музыкантов своего времени, то как минимум культурного феномена. Музыканты создавали мистическое и даже шаманистское звучание, сделав упор на органные партии и, напротив, игнорируя бас.
Большинство психоделических групп пытались достичь трансцендентного состояния с помощью музыки (и некоторые, прибегая к употреблению психотропных веществ). В то время галлюциногены плотно ассоциировались с культурой хиппи, процветавшей в 60-х. Объяснить повальное увлечение молодежи философией несложно: пацифизм, жажда свободы и равенства были реакцией на холодную и Корейскую войну. Так вот, The Doors были хедлайнерами движения (хоть Моррисон к хиппи себя и не относил). При этом творчество бэнда было отнюдь не веселым, а, напротив, мрачным и иносказательным.
Как Моррисон и его коллектив повлияли на музыку
К концу 60-х The Doors настиг оглушительный успех. Золотые альбомы, миллионы завороженных загадочным, хаотичным и часто полуголым фронтменом фанатов, хиты уровня People Are Strange и Five to One, бесконтрольное употребление алкоголя и наркотиков — вот из чего состояла жизнь Джима Моррисона на тот момент. Темой поэзии Моррисона был эскапизм и озарение, вызванные трипами. Однако параллельная реальность, которую автор создавал в своих песнях с эзотерическими мотивами, была результатом вполне существующих в реальности проблем.
После релиза шести лонгплеев стало окончательно ясно — Моррисон потерял над собой контроль и погрузился в депрессию. Музыкант все чаще попадал в полицию из-за пьянства, неподобающего поведения и драк. На концертах Джим практически не бывал трезвым, а окружающие ложно считали такой образ жизни следствием тяжелого бремени гения. Создав неповторимый образ таинственного и мало кем понятого рокера не от мира сего, Моррисон в нем утонул. В 1971 году лидер The Doors захлебнулся собственной рвотой в Париже в возрасте 27 лет: всему виной была передозировка наркотиками и алкоголем.
И поскольку вскрытие тела музыканта не проводилось, многие фанаты и по сей день строят конспирологические теории по поводу его кончины. Впрочем, даже уйдя в мир иной не как гений, а растерявший талант и навыки зависимый человек, Моррисон сумел оставить невероятный культурный след. Все шесть пластинок, начиная с The Doors 1967-го и заканчивая L. A. Woman 1971 (последняя, записанная при жизни вокалиста), звучат вполне актуально и авангардно даже спустя полвека. Безумный коктейль из джаза, поп-музыки, рока, блюза, буги-вуги и даже южного кантри создавал непохожий ни на что звук.
Неудивительно, на какое количество культовых коллективов они повлияли позднее: психоделизм The Doors прослеживался у Игги Попа, Joy Division и даже куда более тяжелого по звучанию Мэрилина Мэнсона.