общество

Акунина признали экстремистом, сняли его книги с продажи и обвинили в плагиате. И все это за неделю

Против писателя возбудили два уголовных дела после скандального интервью пранкерам
Сергей Карпов/ИТАР-ТАСС
Сергей Карпов/ИТАР-ТАСС

За последнюю неделю имя Бориса Акунина не исчезает из сводок новостей. После пранка Вована и Лексуса его внесли в перечень террористов и экстремистов, издательства отказались от выпуска его книг, театры отменили спектакли по его произведениям, а российская писательница обвинила его в плагиате. Что происходит и с чего все началось — рассказываем по порядку.

Пранк Вована и Лексуса и снятие книг с продажи

13 декабря российские пранкеры Вован и Лексус опубликовали видео разговора с писателем Борисом Акуниным (настоящее имя Григорий Чхартишвили). В нем он сообщил, что финансово поддерживает украинское государство, понимает концепцию Киева «хороший русский — мертвый русский», считает нормальными атаки дронов на российские города и Крымский мост, а также выступает за разделение территории РФ.

На следующий день ряд крупных российских издательств заявили о приостановке выпуска и продажи книг Акунина. «Публичные заявления писателей, которые вызвали широкий общественный резонанс, требуют правовой оценки. До прояснения ситуации выпуск и отгрузки книг возобновлены не будут», — пояснил гендиректор издательства АСТ Павел Гришков.

Пресс-служба сети «Читай город — Буквоед», в свою очередь, указала, что «непосредственное изъятие тиражей с полок займет определенное время». «С нашей стороны направлен запрос в издательство и независимым юристам на правовую оценку ситуации», — говорится в заявлении компании.

Акунин отреагировал на прекращение продаж своих книг, обратившись в соцсетях к российским читателям. Писатель подчеркнул, что после начала СВО РФ на Украине «многие» уговаривали его «перестать выпускать книги в стране-агрессоре», чего он «по собственной воле» не сделал.

«Комментировать провокацию, которую мне устроили, я не собирался. Писателя обмануть — достижение невеликое. Уж что-то, а обманывать эта шушера [речь о пранкерах — прим. ред.] умеет», — написал он.

Чем известен Борис Акунин?

Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) родился в 1956 году в грузинском городе Зестафони. До начала писательской карьеры работал ученым-японистом и переводчиком.

Широкую известность ему принес цикл «История Российского государства» и серия детективов «Приключения Эраста Фандорина». В конце 2022 года сервис «ЛитРес» назвал Акунина самым популярным автором у россиян — писатель получил наибольшую прибыль за онлайн-продажу своих работ.

В последние годы Акунин — частый участник протестных акций, гость оппозиционных медиа и критик российской власти. В марте 2014 года он не поддержал вхождение Крымского полуострова в состав РФ и переехал в Лондон (где живет по сей день), а в феврале 2022-го — осудил начало СВО на Украине.

Никакого Чайковского. Как на Западе отменяют (или нет?) русскую культуру
Никакого Чайковского. Как на Западе отменяют (или нет?) русскую культуру

Признание террористом и обыски в издательстве

18 декабря Росфинмониторинг внес Акунина в перечень экстремистов и террористов. Ранее с просьбой об этом в Генпрокуратуру обратился глава «Федерального проекта по борьбе с коррупцией» Виталий Бородин. Кроме того, он попросил власти признать Акунина иноагентом и ограничить продажу его книг.

В тот же день Главное следственное управление СКР возбудило против писателя уголовное дело. Ведомство подозревает его в «публичном оправдании терроризма» (ст. 205.2 УК РФ) и «распространении заведомо ложной информации о российской армии» (ст. 207.3 УК РФ). «Следствие планирует объявить Чхартишвили в розыск», — указали в СКР.

19 декабря силовики нагрянули в издательство «Захаров» для изъятия книг Акунина. Как сообщил Telegram-канала Baza, следователи проверили «все документы, договоры и платежки», которые связаны с писателем, забрали несколько книг, а позже выехали на склад с основным тиражом.

Как отметила директор издательства Ирина Богат, в момент прибытия следователей в офисе была только одна сотрудница. Также Богат предположила, что обыски могли быть связаны с отказом компании изъять книги Акунина с продажи. Источник ТАСС в правоохранительных органах уверен, что следственные мероприятия были связаны с уголовным преследованием писателя.

После внесения Акунина в перечень экстремистов и террористов в России также начали отменять спектакли по его произведениям. В частности, это уже сделал Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова, сняв с показа постановку «Приключения Фандорина». «Приносим свои извинения. Билеты можно сдать по месту приобретения», — говорится на сайте учреждения.

Тем же образом может поступить Российский академический молодежный театр (РАМТ) после изучения всех юридических рисков. Александринский театр в Санкт-Петербурге, в свою очередь, получил «запрос на информацию о сотрудничестве с Акуниным» из Следственного комитета РФ.

Еще в октябре прошлого года оба театра убрали с афиш имя Акунина. Как заявили тогда в Минкульте РФ, это «абсолютно логично». «Те деятели культуры, кто в это непростое время покинул страну, отказался от России, кто публично выступил против ее богатой культуры, абсолютно логично друг за другом покидают и наши учреждения и их афиши. Этот запрос идет прежде всего от общества, и мы не можем и не должны его игнорировать», — указали в ведомстве.

Россиян все чаще привлекают к ответственности за оправдание терроризма. Как не нарушить закон?
Россиян все чаще привлекают к ответственности за оправдание терроризма. Как не нарушить закон?

Обвинение Акунина в плагиате

20 декабря писательница из Смоленской области Татьяна Викентьева подала в суд на Акунина, обвинив его в плагиате. Она утверждает, что писатель переработал ее пьесу под названием «Дом смерти», которая была издана в 1998 году.

В судебном иске Викентьева потребовала отменить прокат сериала «Фандорин. Азазель», снятый по мотивам романа Акунина «Азазель», взыскать в ее пользу всю прибыль от стриминговых сборов картины, а также возместить ей моральный вред в размере 1 млн руб.

Ранее смоленская писательница уже обвиняла коллегу в плагиате. В 2005 году она потребовала издательство «КоЛибри», которое выпустило «Кладбищенские истории» Акунина, выплатить ей 100 млн руб. за моральный ущерб, утверждая, что он использовал одноименную пьесу за ее авторством. Суд не удовлетворил иск.