(Не)авторское кино: каким получился фильм «Феррари»
В российский прокат вышел фильм «Феррари» Майкла Манна об основателе легендарной автомобильной компании. Главную роль исполнил Адам Драйвер. Мы посмотрели картину и рассказываем, удачным ли получился байопик, или фильму «Феррари» место в гараже.
Дата премьеры: 21 декабря
Страны производства: США, Великобритания, Италия, Китай
Режиссер: Майкл Манн
Авторы сценария: Трой Кеннеди-Мартин, Брок Йейтс
В ролях: Адам Драйвер, Пенелопа Крус, Шейлин Вудли, Сара Гадон, Гэбриел Леоне, Джек О’Коннелл, Патрик Демпси и др.
Жанры: драма, биография
Продолжительность: 2 часа 10 минут
О чем фильм
1957 год, Италия. Экс-гонщик Энцо Феррари (Адам Драйвер), а сейчас глава автомобильного завода, полностью погружен в мир гонок и живет только ими. Правда, его компания переживает не лучшие времена и стремительно движется к экономическому краху. Остаться на плаву ей может помочь только победа в Mille Miglia — знаменитой гонке на выносливость по всей территории Италии. Главным конкурентом «Феррари» становится «Мазерати».
В семье Феррари тоже не все гладко: у Энцо и его жены Лауры (Пенелопа Крус) несколько лет назад умер сын — эта рана до сих пор дает о себе знать. Однако сам Энцо, хоть и ходит каждый день на его могилу, горюет гораздо меньше жены — у него есть молодая любовница Лина (Шейлин Вудли) и их общий ребенок. Феррари скрывает отношения на стороне, в том числе потому, что половина акций компании принадлежит жене.
Драма на фоне итальянской пасторали
Майкл Манн уже не первый раз обращается к теме гонок — он выступал продюсером фильма «Ford против Ferrari» (2019). Сейчас же режиссер решился на съемку собственного полноценного байопика, поставив в центр его сюжета не гонки (хотя их все равно достаточно много), а личность известного автомобильного конструктора.
Кино исследует психологию человека, одержимого идеей, — Энцо Феррари буквально живет машинами и редко выкраивает время на другие стороны жизни. Главный герой скуп на эмоции (его единственный полноценный диалог с сыном посвящен автомобильным двигателям) и циничен (вспоминая двух друзей, погибших во время гонок, Энцо говорит, что приказал себе отстраниться от переживаний). Герой будто не способен испытывать чувства самостоятельно — их помогают отражать женские персонажи.
Так, стервозная героиня Пенелопы Крус, вечно пронизывающая взглядом мужа, помогает раскрыть животную натуру Энцо, а мягкая любовница в исполнении Шейлин Вудли — его любовь и теплоту. Однако в целом женщины в фильме уходят глубоко на второй план и существуют в качестве фона для мужчин. Им стали многочисленные женские персонажи, которые сопровождают гонщиков, — воплощения некоего собирательного образа красивой девушки, присутствующей исключительно для антуража.
Весь фокус камеры сосредоточен на Энцо Феррари: чаще всего кадр выстроен вокруг него, а диалоги направлены на раскрытие образа конструктора. Феррари часто показывают на экране телевизора, где герой дает интервью журналистам. Так мы видим персонажа сразу с двух точек зрения — публичной и личной. Фоном драме и гонкам служат бесконечно прекрасные и спокойные итальянские пейзажи, и этот контраст подчеркивает хаос человеческой жизни.
Какой итог
Майкл Манн до этого работал с массовыми проектами, но «Феррари» он решил снять по законам фестивального кино. Все критерии налицо: длинные диалоги, практически полное отсутствие динамики (ее компенсирует гонка Mille Miglia), крупные акценты на мимике героев, стильные и монументальные кадры в духе работ Паоло Соррентино и итальянского неореализма. Однако такая манера повествования выглядит неубедительно из-за ощущения вторичности, а в конце и вовсе скатывается в сумбур, когда сюжет на последних минутах пытается охватить большое количество тем и раскрыть героев.
При этом нельзя сказать, что фильм длинной в два с лишним часа не держит в напряжении и навевает скуку. Скорее после просмотра у зрителя остается много вопросов и непонимание, к чему все это было — ведь самые яркие победы Энцо Феррари и наивысший расцвет его компании остались за кадром. О них нам расскажут лишь очень широкими штрихами в виде скупых цитат из условной «Википедии» после титров.
По итогу не очень понятно, для кого снят фильм: критики и почитатели авторских картин не найдут в «Феррари» ничего нового, а любители зрелищного кино могут заскучать. Единственное, что в драме точно выше всяких похвал — это игра актеров. Адам Драйвер доказал, что способен перевоплощаться в совершенно любых персонажей, а Пенелопа Крус — магнетически удерживать внимание зрителя на все время своего появления в кадре. Однако выстраивать всю картину на одном их таланте — странно.