Айтишник, мент, пацан: как Иван Янковский стал одним из самых востребованных актеров России
Последние несколько лет Иван Янковский — без сомнения, один из хедлайнеров российского кинематографа и стриминговых сервисов. Наследник актерской династии, в чьей фильмографии есть как авторские картины, так и массовые поп-проекты, ежегодно укрепляет статус звезды и обзаводится различными наградами. Например, в середине декабря Янковский стал лауреатом «Звезды Театрала» за роль следователя в сериале «Фишер». Сегодня мы решили вспомнить творческий путь актера и разобраться, почему практически все без ума от Ивана.
Как началась карьера Янковского
Иван Янковский родился в творческой семье. Его родители — актеры Оксана Фандера и Филипп Янковский, дедушка — один из самых известных советских кинодеятелей Олег Янковский, а бабушка — заслуженная артистка РФ Людмила Зорина. И хоть в подобной атмосфере любовь к кинематографу должна была появиться непроизвольно и с ранних лет, в юном возрасте Иван посвящал себя спорту и учебе. Однако в определенный момент интересы окружения проникли и в жизнь мальчика.
Разговоры о кино, походы на премьеры и тематические мероприятия захватили Ивана, и уже в 10 лет он дебютировал в картине своего дедушки «Приходи на меня посмотреть» (это, кстати, единственная режиссерская работа Олега Янковского). После небольшой роли «мальчика, бросающего корки» родители перевели сына из математической школы в Московскую международную киношколу. Затем Янковский-младший поступил в ГИТИС на актерско-режиссерский факультет, где учился на курсе Сергея Женовача.
Тогда же Иван вернулся и на большие экраны с фильмом «Индиго» — на этот раз в главной роли. Картина о подростках со сверхспособностями не нашла отклика у массового зрителя и критиков: ее не спасли ни дерзкий клиповый монтаж, ни популярная околосупергеройская тематика, ни большие имена вроде Михаила Ефремова. Впрочем, проба пера только укрепила в молодом Янковском желание совершенствоваться. После окончания учебы и первых театральных постановок он вновь снялся в полном метре.
«Тряпичный союз» — местами абсурдистское драмеди Михаила Местецкого о взрослении бунтарей — по-настоящему запустил карьеру Янковского. Картину номинировали на «Хрустального медведя» на Берлинале, а сам актер (вместе с Александром Палем, Павлом Чинаревым и Василием Буткевичем) удостоился приза за лучшую мужскую роль на «Кинотавре». После успешной фестивальной ленты Иван снялся в забавном «Без границ», провальных «Ночных стражах» и музыкальном триллере Павла Лунгина «Дама пик».
Из «подающих надежды» в звезды
Несмотря на неидеальное резюме Янковского, ко второй половине 2010-х стало ясно — у него есть все задатки стать актером первого эшелона. Во время подготовки к «Даме пик» Иван месяцами переслушивал разных оперных певцов. Спустя пару лет он принял участие в социальной драме Юрия Быкова «Завод». А затем поэкспериментировал в скандальном «Тексте» Клима Шипенко. Многие эротические сцены из ленты зрители сочли излишне натуралистичными и неуместными. А вот актер, напротив, назвал их наличие художественно оправданным.
В интервью журналистке Надежде Стрелец актер признавался, что скрупулезно выбирает сценарии и старается чередовать проекты по принципу «Один для себя, другой для зрителя». К слову, иногда оба фактора совпадают: так, после исторического «Союза спасения» про восстание декабристов вышел мистический сериал «Топи». Проект про путешествие пятерых молодых людей в хтоническую российскую глубинку приятно удивил атмосферой, элементами хоррора и социальной проблематикой. Получилась довольно мрачная головоломка, местами ссылающаяся на «Твин Пикс» или «Тьму».
Вместе с тем как в России наступила эпоха стриминговых сервисов, особенно востребованным стала и фигура Янковского. После «Топи» актер снялся в спортивной драме «Чемпион мира», где сыграл великого шахматиста Анатолия Карпова, и еще нескольких полнометражных и телепроектах. Впрочем, поворотным в карьере Ивана стал 2023-й год: именно тогда его актерская проницательность достигла своего пика. Первым успешным шоу стал сериал «Фишер», к которому в «Постньюс» отнеслись строго (ох, этот акцент Янковского), но и явные плюсы отметить не забыли.
Вслед за эстетичной ретро-историей расследования убийств советского маньяка последовал другой яркий сериал — «Плейлист волонтера». Тонкая меланхоличная история, в центре которой оказывается выброшенный за борт жизни молодой человек (собственно, Янковский), закрепила за Иваном статус многогранного драматического актера. В этой работе Янковский, подобно своему великому дедушке, демонстрирует, как выразительно он умеет молчать. Мало кто мог подумать, но и финальный третий аккорд в этом году принес Ивану львиную долю внимания.
Статус почти народного актера
Под занавес уходящего года Иван Янковский «украл» еще одно шоу — «Слово пацана». Проект, который вызывал огромное количество споров среди представителей власти и обычных зрителей, исследует перестроечную эпоху и показывает, как в конце 80-х годов казанские группировками бились «за асфальт». Мы уже рассказывали о влиянии жестоких фильмов и сериалов на младшее поколение, но сейчас нас интересует исключительно сам Янковский. А он в шоу Жоры Крыжовникова, безусловно, в прекрасной форме.
Герой Янковского — вернувшийся из Афганистана Вова Адидас — хоть поначалу и кажется второстепенным, со временем претерпевает наибольшее количество изменений. И дело здесь не только в хорошо прописанном персонаже, но и в том, какую работу проделал сам Иван. Молодой человек, переживший все ужасы войны (и теперь с очевидным ПТСР) пытается ужиться в несколько обновленном, но все еще таком же жестоком обществе, но в и итоге с этой задачей не справляется. Вероятно, роль если и не принесет Янковскому множество наград, то точно подарит всенародное признание.