кино

«Панические атаки» на «Зимнем»: в Москве прошел фестиваль авторского кино

Его главным лейтмотивом стали отношения между родителями и детьми
Кадр из фильма «Панические атаки»/Кинофестиваль «Зимний»
Кадр из фильма «Панические атаки»/Кинофестиваль «Зимний»

С 1 по 7 декабря в Москве проходил фестиваль авторского кино «Зимний». Его победителем стала картина «Панические атаки» Ивана И. Твердовского о девушке, которая хочет сбежать из родного дома, чтобы избавиться от всех проблем.

Практически все фильмы, представленные на смотре, напрямую или завуалированно высказывались на тему «отцов и детей». Мы сходили на «Зимний» и рассказываем обо всех победителях, а заодно советуем фильм, который точно заслуживает вашего внимания (спойлер: его снял один из главных инди-режиссеров).

Фильмы, получившие награды

Главный приз забрал фильм Ивана И. Твердовского («Класс коррекции», «Зоология») «Панические атаки». Картина рассказывает о девушке Вике (Лена Тронина), страдающей паническими атаками и неврозом. Она живет в маленьком северном городе в России, где ни ее родственники, ни окружение не понимают психических проблем.

Вике, чтобы излечиться, предлагают даже обратиться к бабке-гадалке, чтобы та изгнала бесов. Девушка страдает от одиночества и плохого самочувствия и мечтает уехать к своей сестре в Норвегию. В один из дней она сбегает из дома и садится в машину к водителю Никите (Сергей Двойников взял приз за лучшую мужскую роль), который обещает отвезти девушку за границу. Фильм получился депрессивным исследованием проблем взаимоотношений между матерью и дочерью, и, если брать шире, — между человеком и его родиной.

Кадр из фильма «Панические атаки»/Кинофестиваль «Зимний»
Кадр из фильма «Панические атаки»/Кинофестиваль «Зимний»

Приз за лучшую режиссерскую работу получил Николай Корякин за фильм «Тимир». По сюжету у мальчика Тимира (Альгис Данилов) умирает мать, и ребенка отправляют в дальнее село к отцу (Георгий Бессонов). Тот не слишком рад неожиданному появлению сына и не хочет искать с ним общий язык. Со сверстниками отношения тоже не складываются, и одноклассники начинают гнобить мальчика. Тимир чувствует себя максимально одиноко и потерянно, пока не находит друга — таинственного духа, застрявшего между двумя мирами. Фильм получился, с одной стороны, мистическим в лучших традициях якутского кино, а с другой — очень наивным и в духе милых образов Уэса Андерсена.

Кадр из фильма «Тимир»/Кинофестиваль «Зимний»
Кадр из фильма «Тимир»/Кинофестиваль «Зимний»

Приз за лучшее визуальное решение получил оператор Алексей Зайков за работу в фильме «110» Ильи Михеева. Название картины отсылает к статье Уголовного кодекса РФ — «Доведение до самоубийства». История начинается со смерти ученицы художественного лицея. Девушка совершила самоубийство, но учителя и одноклассники молчат о возможных причинах трагедии и надеются, что инцидент сойдет на нет.

Одна из учениц по имени Алиса (Полина Цыганова получила приз за лучшую женскую роль) замолкает и буквально не может сказать ни слова (до конца не ясно, из-за протеста или психологической реакции на трагедию). Мать девочки пытается всеми силами защитить дочь. Кино стало размышлением о важности выстраивания диалога между родителями и детьми.

Кадр из фильма «110»/Кинофестиваль «Зимний»
Кадр из фильма «110»/Кинофестиваль «Зимний»

Фильм «Танцуй, Селедка!» Александра Лупашко выиграл приз за лучший сценарий. Сюжет фантасмагории рассказывает о Жанне (Александра Бортич), которая много лет назад уехала в столицу из маленького города. Однако умирает ее отец (Павел Майков), давно бросивший семью, и Жанне приходится вернуться на родину, чтобы организовать его похороны.

Внезапно папа «воскресает» и просит провести последний день вместе, а у Жанны появляется шанс наладить отношения с непутевым отцом. «Танцуй, Селедка!» — психологическая комедия, рассказывающая о том, как примириться со своим прошлым.

Кадр из фильма «Танцуй, Селедка!»/Кинофестиваль «Зимний»
Кадр из фильма «Танцуй, Селедка!»/Кинофестиваль «Зимний»

Спецприз жюри с формулировкой «За рассуждение на сложную тему» получил фильм Эллы Манжеевой «Белой дороги!». Картина, в названии которой лежит калмыцкое пожелание перед важным делом, расскажет о рэпере Алдаре (Тимур Бубеев/Everthe8), который 10 лет не был дома. Спустя время он возвращается в родные края, чтобы найти свою мать, потерявшуюся где-то в степи. Кино через призму отношений между родителями и детьми осмысляет калмыцкую культуру, ее истоки и корни.

Кадр из фильма «Белой дороги!»/Кинофестиваль «Зимний»
Кадр из фильма «Белой дороги!»/Кинофестиваль «Зимний»

Фильм, не получивший наград, но ставший ярким высказыванием

Лента «Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова стала уже его пятой работой за последние два года. У режиссера примечательная биография: он доктор физико-математических наук, автор экспериментальной прозы, а в прошлом — член секты пятидесятников. В 2021 году Михайлов неожиданно начал снимать кино, причем сразу с известными актерами — Кириллом Полухиным, Федором Лавровым, Евгением Ткачуком. Все его фильмы стали фантасмагорично-эзотерическим исследованием реальности, где есть место всем — от бандитов до священников.

На фестивале «Зимний» показали его картину «Поедем с тобой в Макао». По сюжету главный герой, 19-летний Олег (Олег Чугунов), чей папа (его сам Михайлов и сыграл) вышел из тюрьмы и захотел наладить общение с сыном. Выяснилось, что отец — игрок в покер, страдающий лудоманией. Сына он тоже приводит в игру. В фильме много съемок с ручной камеры, рваный монтаж и шумный звук, имитирующий реальные диалоги.

В картине появляются не только актеры, ставшие традиционными для Романова (Лавров, Полухин), но и неожиданные люди — рэперы Слава КПСС и Евгений Алехин из «Ночных грузчиков». Сильная сторона «Поедем с тобой в Макао» — это не сюжет (хотя он тоже интересный), а особая, странная, вязкая, гнетущая атмосфера игры, которую очень удачно передает Михайлов в главной роли. А мы на все это смотрим глазами молчаливого юноши, который единственное, что хочет получить — это любовь отца.

Кадр из фильма «Поедем с тобой в Макао»/Кинофестиваль «Зимний»
Кадр из фильма «Поедем с тобой в Макао»/Кинофестиваль «Зимний»

«Поедем с тобой в Макао» — один из самых ярких и экспериментальных фильмов на фестивале, путь и не без некоторых проблем (местами проседающая игра актеров и небольшая путаница в повествовании). Однако картина так точно раскрывает тонкую грань между безумием и гениальностью, трагичностью и удачей, что делает Романа Михайлова инди-режиссером номер один в России.

Мария Самарина