кино

Кошмар перед Рождеством. Почему «Елки 10» — один из худших фильмов серии

К сожалению, юбилейная картина франшизы осталась без шуток, твистов и атмосферы. Впрочем, мы другого и не ждали
НМГ Кинопрокат/YouTube
НМГ Кинопрокат/YouTube

7 декабря в российский кинопрокат вышла очередная часть новогоднего комедийного альманаха «Елки 10». В прошлом году редакция «Постньюс» уже погружалась в лор праздничной франшизы, второпях пересматривая каждый фильм серии. И хоть тот экстремальный опыт не принес автору позитивных эмоций, в декабре 2023-го мы решили дать «Елкам» еще один шанс. Рассказываем о том, какой получилась десятая «елочная» лента.

ФИЛЬМ В ЦИФРАХ И ИМЕНАХ

Дата премьеры: 7 декабря
Страна производства: Россия
Режиссеры: Дамир Мифтахов, Иван Чехов
Авторы сценария: Евгений Кулик, Дмитрий Балуев
В ролях: Елена Валюшкина, Галина Польских, Юрий Кузнецов, Борис Щербаков, Егор Корешков, Виталий Кищенко, Регина Тодоренко и др.
Жанры: комедия
Продолжительность: 1 час 30 мин

О чем вообще «Елки 10»?

В юбилейный десятый раз (не берем в расчет спин-офф «Елки лохматые») история состоит из четырех новелл, действие которых происходит в четырех городах России. В Санкт-Петербурге в доме престарелых живет впавший в уныние пенсионер (Борис Щербаков). Чтобы вытащить одинокого дедушку из непростого состояния, одна из проживающих там же женщин (Галина Польских) решает уверить мужчину, что его сын — президент России (разумеется, Дмитрий Грачев). Теперь ей и другим постояльцам дома необходимо дозвониться до лидера страны и попросить того подмигнуть пожилому герою во время новогоднего поздравления.

Тем временем в Тюмени блогерша-тысячница (Елена Валюшкина) живет спокойную жизнь, как вдруг ее муж (Виталий Кищенко) решает монетизировать их канал при помощи системы донатов. Мужчина готов за деньги выливать на себя кетчуп и кормить соседа собачьим кормом, ведь его уволили с завода. Параллельно с этим в Альметьевске типичный муж и отец (Айдар Гараев), в молодости грезивший музыкальной карьерой, случайно встречает любовь детства и планомерно начинает вновь ее добиваться. Впрочем, им больше движет недостаток внимания, нежели искренние чувства.

А в Нижнем Новгороде разворачивается настоящая кибер-драма. Девушка (Дарья Алыпова) стала жертвой нездоровых отношений: ее бойфренд (Даня Киселев) все свободное время играет в компьютер и совсем не уделяет время любимой. Когда героиня ставит парню ультиматум, тот выбирает увлечение и разрывает связи с подругой. Тогда Таня идет на отчаянный шаг и сама начинает увлекаться киберспортом. Главный вопрос — удастся ли ей вернуть абьюзивного парнишку и не помешает ли девушке ее новый знакомый гик (Эльдар Калимулин).

В чем проблема десятой части франшизы?

Как и в первом фильме, двигателем сюжета и инструментом переплетения некоторых новелл стала «теория шести рукопожатий». Но не спешите называть идею банальной, ведь шоураннер проекта Евгений Кулик хотел таким образом отдать дань уважения дебютной картине франшизы. Кроме того, автор утверждал, что в этой части «новым будет все» — от актеров, до новелл и юмора. И в каком-то смысле он не обманул: некоторые новые лица и слегка обновленные декорации появились. Вот только все остальное изменений не претерпело.

Предновогодние неурядицы новых «Елок», заявленные как новаторские со стороны Кулика, на деле оказались до безумия вторичными. Здесь вам и попытка достучаться до президента (опять реверанс в сторону первого фильма), и избитая тема опасности блогинга (причем героиня Валюшкиной присутствовала в девятом фильме), и прописные истины о важности доброты и внимания к близким, которые, при всей сакральной значимости, уже набили оскомину зрителям. И все это могло смотреться терпимо, не будь в кино неимоверного количества штампов и предсказуемых поворотов.

Конечно, «Елки» никогда не славились оригинальностью сюжета (вспоминаем их главный референс — «Реальную любовь»), философскими мыслями и уж тем более мотивированными персонажами. Герои десятого фильма по традиции однобокие и нелепые практически в каждом своем действии. Однако главная проблема картины не в карикатурности людей, а в том, что они попросту несмешные. Кулик, несмотря на свой комедийный бэкграунд, в десятой части от юмора решил отказаться совсем. Точнее, он предложил нам полтора падения, нелепое изменение во внешности и один относительно забавный диалог между пенсионерами (спасибо Галине Польских).

Неужели у картины нет сильных мест?

Несмотря на искренние старания актеров старшего поколения, кажется, что ленту спасти невозможно. Даже концовка фильма лишена какой-либо сказочности и «неожиданного чуда», за которое когда-то зрители полюбили первые «Елки». Прагматичный и местами бездушный финал с подмигиванием президента хоть и вписывается в контекст времени, но при этом делает спорный вывод о том, что ложь во благо — это выход из ситуации. И пусть подобная проблематика вполне дискуссионна, «Елки 10» не справляются с другой и, возможно, главной задачей.

Многосерийный предновогодний переполох, который изначально должен был стать неким терапевтическим сеансом для россиян, уже давно потерял изначальное предназначение. Тем не менее франшиза, представляющая собой конвейер по созданию второсортных лент, по мнению некоторых изданий, и по сей день остается неотъемлемой частью праздников — как, например, оливье с шампанским или просмотр «Иронии судьбы». Вот только кому такой новогодний атрибут нужен? Это отнюдь не остроумное (или хотя бы немного смешное) кино с часто натужными артистами, примитивными тропами и изредка драматическим пафосом. Зато в фильме было подозрительно мало продакт-плейсмента: и на том спасибо!

Никита Прунков