Сложно, но можно: мы посмотрели сериал «Фишер» и вот что о нем думаем
29 марта на стриминговом сервисе more.tv вышел финальный эпизод тру-крайм сериала «Фишер». Проект основан на реальной истории советского маньяка Сергея Головкина — за шесть лет убийца по прозвищу Фишер издевательски убил 11 мальчиков в Одинцовском районе. Несмотря на возрастные ограничения и спорные рецензии, детективный триллер Сергея Тарамаева и Любови Львовой получил высокие оценки среди зрителей. Мы досмотрели «Фишера» и теперь по горячим следам расскажем, почему вам стоит (или не стоит) тратить восемь часов жизни на эту работу.
Сюжет. Очень кратко
Действие сериала разворачивается в 1986 году. Школьник Игорь гуляет по ночному лесу в ожидании кометы и случайно видит, как мужчина огромного роста несет тело окровавленного мальчика. Вернувшись домой, Игорь рассказывает о произошедшем родителям, но те уверены, что это просто выдумка. При этом отец Игоря — успешный и сильно пьющий журналист-международник, а мать — женщина в глубокой депрессии.
Когда Игорь понимает, что до непутевых родителей ему не достучаться, он звонит в милицию. После заявления правоохранители находят тело убитого мальчика на Рублевском шоссе и начинают расследование. Чтобы ускорить процесс, генпрокурор вызывает из Ростова хамоватого, но талантливого следователя Евгения Бокова (Иван Янковский) — он присоединяется к молодой следовательнице Наталье Добровольской (Саша Бортич), чтобы отыскать маньяка.
Также к дуэту приставляют интеллигентного столичного коллегу — представителя Генпрокуратуры Валерия Козырева (Александр Яценко). Согласно всем канонам жанра, из серии в серию между ними случаются конфликты: Боков пытается поскорее закрыть дело, чтобы вернуться в Ростов к больной раком жене, героиня Бортич регулярно раздражает Евгения (ну как «следак» может быть женщиной), а Козырев старается выстроить какой-никакой баланс в коллективе.
Минусы, которые можно не заметить
Далее будет несколько спойлеров. Если вы не готовы к ним — вернитесь к статье после просмотра. Уверяем, вам будет над чем поразмышлять.
Работников милиции действительно мало что объединяет — пожалуй, только любовь к спиртному и табачным изделиям. Личная драма у всех тоже разная: Боков всеми силами выбивает квоту для лечения жены в Москве, у Добровольской темнокожая дочь, которая сталкивается с буллингом в советской школе, а рассудительный и на первый взгляд спокойный Козырев — главный враг своей семьи. Герои настолько разные, что их расследование превращается в вечную перепалку с редкими проблесками адекватности.
В поисках маньяка им мешает примерно все: разные подходы к расследованию, постоянное давление начальства, ненадежные свидетели и недостаточное количество улик. И если эти факторы делают сериал запутанным, а токсичное взаимодействие героев немного забавным, то некоторые актеры местами выглядят неубедительно. Главный пример — представитель династии Янковских, неумело пародирующий ростовский акцент. Иван «шокал» и «гэкал» в таком количестве, что не оценил бы даже рэпер Баста.
Яценко, в свою очередь, с ролью справляется прекрасно, а Саша Бортич раскрывается как драматическая актриса ближе к концу сериала. К сожалению, вместе с актерами и их героями логического завершения не получают арки второстепенных персонажей, которым ранее уделили много экранного времени. Мы так и не узнаем подробностей отношений Козырева с сыном и женой, судьбу обиженной на мать дочери Наташи. Не увидим смерть жены Бокова и его эмоции.
Минусы, которые сложно не заметить
Мрачный и изящно стилизованный под эпоху 80-х проект остается неторопливым и вдумчивым вплоть до последних двух серий. Если в первых эпизодах авторы скрупулезно показывают эпизоды допросов и не всегда оправданные диалоги главных героев, то в конце шоу они буквально бросают зрителя в происходящий хаос. Прошло шесть лет, милиционеры ошиблись, Фишер на свободе и снова убивает. Боков и Козырев теперь крупные шишки в милиции, а Добровольская — озабоченная Фишером алкоголичка.
За финальные два часа мы без лишних прелюдий знакомимся с Фишером (хоть раньше эпизодически его встречали), видим ужасающие сцены насилия над мальчиками, достаточно быструю поимку убийцы-педофила и сложные психологические беседы, в ходе которых узнается главный инструмент давления на «дядю Сережу». По неведомым причинам триггером для признания в содеянном становится угроза о вызове матери Фишера. Примечательно, что авторы не удосужились объяснить природу злости Головкина и почему он так боится встречи с мамой.
Конечно, для полного погружения в психологию маньяка можно почитать исторические материалы, однако для чего тогда нужен сам сериал? Рассказать драматичные истории полицейских, переиначить реальные факты (чтобы не обидеть родственников жертв) или просто сделать крепкий коммерческий проект, вдохновленный эстетикой Дэвида Финчера и сериалами вроде «Настоящего детектива». У нас нет однозначного ответа на этот вопрос, но мы уверены — сериал в любом случае неплохой.
Стоит ли смотреть «Фишера»?
Смотря что вы хотите получить от просмотра. «Фишер» — это ладно скроенный проект, и он смотрится на одном дыхании. На протяжении восьми часов вы непременно возненавидите и вновь полюбите героев Янковского, Яценко и Бортич, но наверняка будете возмущаться некоторыми сценарными решениями. В остальном шоу умело обходит привычные клише и объединяет в себе жанры ретро-триллера, хоррора и детективного сериала.
Обилие мата, гнетущая атмосфера и жуткий саспенс преследуют зрителя весь сериал, и в итоге авторы предлагают нам свою интерпретацию событий и минимум рассуждений о маньяке. Вместо них — рефлексия героев и политические темы. Мы видим, как крупные чиновники подгоняют следователей, чтобы как можно скорее закрыть дело и не поднимать панику среди людей. Мы наблюдаем безнаказанность и произвол от обычных милиционеров, которым плевать на закон и этические нормы.
Сериал «Фишер» олицетворяет разваливающееся государство и его неидеальные стороны — в этом он, кстати, рифмуется с проектом «Нулевой пациент». «Это история о том, что скрывали парадные советские фасады, о лицемерии, безразличии и эпохе, в которой декларировалось добро, а на самом деле творилось зло», — признавались шоураннеры проекта. Не согласиться с ними трудно, но справедливости ради стоит сказать: «Фишер» — неплохой сериал, но он не совсем про маньяка и не особо чем-то удивляет.