«Слово пацана»: как говорить с детьми о фильмах и сериалах о насилии
Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана» еще даже не закончился, но уже успел обрасти огромным количеством скандалов и обвинений в романтизации насилия. Это далеко не первый случай в кинематографе, который вызывает подобную реакцию. Чаще всего обвинения касаются сериалов для подростков, в которых герои занимаются сексом, насилием, употреблением запрещенных веществ.
Мы решили поговорить с психологом и учителем и разобраться, действительно ли фильмы и сериалы могут влиять на психику подростков и подталкивать их к противоправным действиям, а также как правильно говорить с детьми о насилии и обсуждать сериалы.
«Постньюс» против употребления наркотиков, статья носит исключительно исследовательский характер. На территории РФ наркотики запрещены согласно закону «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Как сериалы влияют на подростков
Детям и подросткам вполне естественно подражать ярким героям полюбившихся сериалов и фильмов, считает психолог Надежда Шукшина. Такое поведение — это часть научения. Прежде чем выработать свой стиль, им нужно повторять за кем-то. Например, дети изучают чистописание и пишут прописи, а после вырабатывают индивидуальный почерк. Такая же история и с вымышленными сериальными героями.
Яркие утрированные образы в кино — это часть средств художественной выразительности, поэтому неправильно говорить, что они искажают восприятие подростков о реальном мире, полагает Шукшина. «В моем понимании представления о реальном мире больше искажают, например, силиконовые губы», — считает психолог.
В то же время изображение насилия в сериалах, по мнению Шукшиной, хоть и не способно напрямую подтолкнуть к противоправным действиям, но может показать определенную модель поведения. Если референс изображен неверно, например, герой грабит банки, отлично живет и за это не получает наказание, то подросток может начать заниматься копированием.
Однако, считает Шукшина, подросток — это уже не маленький ребенок. Если у юноши или девушки выстроены доверительные отношения с родителями и есть правильная ролевая модель перед глазами, на такую личность будет сложность повлиять. В подобном случае вряд ли кто-то, посмотрев сто сериалов о преступлениях, сам станет преступником.
Как родителям выстраивать разговор с детьми о насилии
Основы морали и нравственности ребенок, в первую очередь, узнает от родителей не в подростком возрасте, а еще в глубоком детстве, постепенно узнавая все больше. Шукшина считает, что родители должны не только транслировать правильные ценности, но и подкреплять их собственным примером. Так, если мать или отец говорят о моральных установках и рассказывают, как правильно жить, но при этом сами родители не удовлетворены своей жизнью, то ребенок не будет считать такой пример убедительным.
Шукшина считает, что совместный просмотр сериалов вместе с детьми — это хороший способ наладить коммуникацию и обсудить сложные и опасные темы на конкретных примерах с объяснением своего видения ситуации. «Если ребенок предлагает сам посмотреть сериал или хотя бы не против сделать это вместе, то все бросаем и идем. Это формирует совершенно другие отношения с детьми и выстраивает глубокое взаимопонимание», — рассказывает психолог.
Другая причина для совместного просмотра — это погружение в проблемы современных подростков, родители в силу возраста «отрываются» от молодого поколения и не понимают, что волнует их детей.
Стоит ли запрещать сериалы
Шукшина считает, что это плохая затея. Как известно, запретный плод — сладок, говорит психолог, поэтому дети все равно получат доступ к запрещенному контенту и обойдут запреты. Но при этом выстроят отношения с родителями на основе лжи и будут чувствовать себя обделенными и неполноценными — почему другим можно, а мне нельзя.
Такого же мнения придерживается аспирант, учитель истории и обществознания Георгий Захаров. По его мнению, попытки запретить сериалы или кино — это огромная ошибка, и тем самым общественники «расписываются в своей беспомощности» и отсутствии влияния на детей, не сумев объяснить им основы морали.
Как учителям говорить с детьми о насилии и сериалах
Захаров размышляет на своем примере. По словам учителя, он пытается разговаривать с детьми на их же языке. Поэтому, узнав о популярности сериала «Слово пацана», Захаров первым же делом посмотрел все вышедшие серии и начал разбирать их с учениками.
«Если говорить спокойно и рассказывать, что в насилии нет ничего крутого и романтичного, а герои в сериале сбились в банды, которые впоследствии переросли в ОПГ, а после легли в деревянные гробы, то дети все понимают верно», — рассказывает Захаров.
Учитель полагает, что нужно опираться на конкретных героев и приводить аналогии, в том числе, и с другими фильмами. Так, например, в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» Майкл Корлеоне начинает как герой войны и орденоносец, но постепенно погружается в мир мафии.
В «Слове пацана» Вова Адидас также возвращается с войны в Афганистане и встает на бандитский путь, превращаясь в падшего человека. «По итогу Майклу Корлеоне присягает мафия, но мы видим, что от прежнего человека ни осталось и следа, а за внешней оболочкой скрывается лишь чернота. Аналогичная ситуация и в “Слове пацана”: Адидас становится похожим персонажем. Если говорить детям с такой позиции, то они начинают прислушиваться к мнению педагога», — считает Захаров.
Учитель обратил внимание, что в сериале в одной из серий создатели добавили QR-код, по которому можно получить бесплатную помощь детям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Захаров говорит, что он вместе с учениками перешел по ссылке и показал, как это работает и по каким номерам звонить.
Психолог Шукшина тоже согласна с мнением, что в школах должны рассказывать о морали и нравственности, в том числе и через сериалы. У классного руководителя есть такой функционал, считает специалист, поэтому учитель должен разбираться в ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, рассказывать о моделях выхода из конфликтов.
Несут ли пользу сериалы о насилии и проблемах
Психолог Шукшина считает, что кино и сериалы обладают в том числе психотерапевтической поддержкой детей. «Они смотрят на похожие проблемы на экране и понимают, что не одиноки в своих страданиях», — рассказывает психолог. Еще одна причина — в наблюдении за выражением чувств других людей (боль, слезы, злость), это помогает принимать и свои негативные эмоции.
Третья причина — в том, что подростки смотрят на совершенно различные социальные проблемы, расширяют кругозор и понимают, как можно выходить из конфликтных ситуаций. Главное, подчеркивает Шукшина, чтобы дети не «тупили в экран», а занимались рефлексией и анализом, делали правильные выводы. В этом им лучше всего помогут родители, заключает психолог.