общество

«Слово пацана»: как говорить с детьми о фильмах и сериалах о насилии

Главное, не запрещать, а объяснять причинно-следственные связи, полагают специалисты
Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана» еще даже не закончился, но уже успел обрасти огромным количеством скандалов и обвинений в романтизации насилия. Это далеко не первый случай в кинематографе, который вызывает подобную реакцию. Чаще всего обвинения касаются сериалов для подростков, в которых герои занимаются сексом, насилием, употреблением запрещенных веществ.

Мы решили поговорить с психологом и учителем и разобраться, действительно ли фильмы и сериалы могут влиять на психику подростков и подталкивать их к противоправным действиям, а также как правильно говорить с детьми о насилии и обсуждать сериалы.

«Постньюс» против употребления наркотиков, статья носит исключительно исследовательский характер. На территории РФ наркотики запрещены согласно закону «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Как сериалы влияют на подростков

Детям и подросткам вполне естественно подражать ярким героям полюбившихся сериалов и фильмов, считает психолог Надежда Шукшина. Такое поведение — это часть научения. Прежде чем выработать свой стиль, им нужно повторять за кем-то. Например, дети изучают чистописание и пишут прописи, а после вырабатывают индивидуальный почерк. Такая же история и с вымышленными сериальными героями.

Яркие утрированные образы в кино — это часть средств художественной выразительности, поэтому неправильно говорить, что они искажают восприятие подростков о реальном мире, полагает Шукшина. «В моем понимании представления о реальном мире больше искажают, например, силиконовые губы», — считает психолог.

В то же время изображение насилия в сериалах, по мнению Шукшиной, хоть и не способно напрямую подтолкнуть к противоправным действиям, но может показать определенную модель поведения. Если референс изображен неверно, например, герой грабит банки, отлично живет и за это не получает наказание, то подросток может начать заниматься копированием.

Однако, считает Шукшина, подросток — это уже не маленький ребенок. Если у юноши или девушки выстроены доверительные отношения с родителями и есть правильная ролевая модель перед глазами, на такую личность будет сложность повлиять. В подобном случае вряд ли кто-то, посмотрев сто сериалов о преступлениях, сам станет преступником.

Как родителям выстраивать разговор с детьми о насилии

Основы морали и нравственности ребенок, в первую очередь, узнает от родителей не в подростком возрасте, а еще в глубоком детстве, постепенно узнавая все больше. Шукшина считает, что родители должны не только транслировать правильные ценности, но и подкреплять их собственным примером. Так, если мать или отец говорят о моральных установках и рассказывают, как правильно жить, но при этом сами родители не удовлетворены своей жизнью, то ребенок не будет считать такой пример убедительным.

Шукшина считает, что совместный просмотр сериалов вместе с детьми — это хороший способ наладить коммуникацию и обсудить сложные и опасные темы на конкретных примерах с объяснением своего видения ситуации. «Если ребенок предлагает сам посмотреть сериал или хотя бы не против сделать это вместе, то все бросаем и идем. Это формирует совершенно другие отношения с детьми и выстраивает глубокое взаимопонимание», — рассказывает психолог.

Другая причина для совместного просмотра — это погружение в проблемы современных подростков, родители в силу возраста «отрываются» от молодого поколения и не понимают, что волнует их детей.

Стоит ли запрещать сериалы

Шукшина считает, что это плохая затея. Как известно, запретный плод — сладок, говорит психолог, поэтому дети все равно получат доступ к запрещенному контенту и обойдут запреты. Но при этом выстроят отношения с родителями на основе лжи и будут чувствовать себя обделенными и неполноценными — почему другим можно, а мне нельзя.

Такого же мнения придерживается аспирант, учитель истории и обществознания Георгий Захаров. По его мнению, попытки запретить сериалы или кино — это огромная ошибка, и тем самым общественники «расписываются в своей беспомощности» и отсутствии влияния на детей, не сумев объяснить им основы морали.

Как учителям говорить с детьми о насилии и сериалах

Захаров размышляет на своем примере. По словам учителя, он пытается разговаривать с детьми на их же языке. Поэтому, узнав о популярности сериала «Слово пацана», Захаров первым же делом посмотрел все вышедшие серии и начал разбирать их с учениками.

«Если говорить спокойно и рассказывать, что в насилии нет ничего крутого и романтичного, а герои в сериале сбились в банды, которые впоследствии переросли в ОПГ, а после легли в деревянные гробы, то дети все понимают верно», — рассказывает Захаров.

Учитель полагает, что нужно опираться на конкретных героев и приводить аналогии, в том числе, и с другими фильмами. Так, например, в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» Майкл Корлеоне начинает как герой войны и орденоносец, но постепенно погружается в мир мафии.

В «Слове пацана» Вова Адидас также возвращается с войны в Афганистане и встает на бандитский путь, превращаясь в падшего человека. «По итогу Майклу Корлеоне присягает мафия, но мы видим, что от прежнего человека ни осталось и следа, а за внешней оболочкой скрывается лишь чернота. Аналогичная ситуация и в “Слове пацана”: Адидас становится похожим персонажем. Если говорить детям с такой позиции, то они начинают прислушиваться к мнению педагога», — считает Захаров.

Учитель обратил внимание, что в сериале в одной из серий создатели добавили QR-код, по которому можно получить бесплатную помощь детям, попавшим в сложные жизненные ситуации. Захаров говорит, что он вместе с учениками перешел по ссылке и показал, как это работает и по каким номерам звонить.

Психолог Шукшина тоже согласна с мнением, что в школах должны рассказывать о морали и нравственности, в том числе и через сериалы. У классного руководителя есть такой функционал, считает специалист, поэтому учитель должен разбираться в ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, рассказывать о моделях выхода из конфликтов.

Несут ли пользу сериалы о насилии и проблемах

Психолог Шукшина считает, что кино и сериалы обладают в том числе психотерапевтической поддержкой детей. «Они смотрят на похожие проблемы на экране и понимают, что не одиноки в своих страданиях», — рассказывает психолог. Еще одна причина — в наблюдении за выражением чувств других людей (боль, слезы, злость), это помогает принимать и свои негативные эмоции.

Третья причина — в том, что подростки смотрят на совершенно различные социальные проблемы, расширяют кругозор и понимают, как можно выходить из конфликтных ситуаций. Главное, подчеркивает Шукшина, чтобы дети не «тупили в экран», а занимались рефлексией и анализом, делали правильные выводы. В этом им лучше всего помогут родители, заключает психолог.

Мария Самарина