Кадр из фильма «Оппенгеймер»
Кадр из фильма «Оппенгеймер»
кино

Лучшие фильмы 2023 года: выбор редакции «Постньюс»

В нашу подборку попали два байопика о легендарных личностях, судебная драма-победитель Канн и татарское кино

В 2023 году на экраны вышло много достойных фильмов — от артхаусных экспериментов до самого розового блокбастера. Культурные обозреватели «Постньюс» выбрали главные киноленты уходящего года — в подборку попали, как российские, так и зарубежные фильмы. Сохраняйте список себе и смотрите хорошее кино на праздниках!

«Солнце мое», реж. Шарлотта Уэллс

Полнометражный дебют шотландки Шарлотты Уэллс рассказывает историю 11-летней Софи (Фрэнки Корио) и ее папы Калума (Пол Мескал). Отец и дочь не живут вместе, однако проводят летние каникулы в Турции. Ностальгическая картина о сложностях взросления, первой любви и отношениях между отцами и детьми — одновременно нежное и разбивающее сердце творение, переполненное кадрами курортной идиллии.

Картина «Солнце мое» заслуженно удостоилась награды Британской академии в номинации «Лучший дебют сценариста, режиссера или продюсера» и получила огромное количество положительных отзывов от западных и российских кинокритиков.

Кадр из фильма «Солнце мое»
Кадр из фильма «Солнце мое»

«Снегирь», реж. Борис Хлебников

В основу картины Хлебникова лег сюжет романа «Три минуты молчания» (1969) Георгия Владимова. Студенты мореходного училища (Макар Хлебников и Олег Савостюк) отправляются проходить практику на рыболовный траулер «Снегирь», однако суровые моряки (Александр Робак, Тимофей Трибунцев и другие) совсем не рады появлению на судне подростков. Пока юноши пытаются ужиться в коллективе, а улова как такового нет, капитан решает ненадолго заплыть в территориальные воды Норвегии.

Брутальная камерная драма рассуждает о конфликте поколений и показывает историю воспитания инфантильных ребят в опасных для жизни условиях. «Снегирь» — это отличное арт-мейнстримное кино, сдобренное бытом моряков и завораживающим штормом.

Кадр из фильма «Снегирь»
Кадр из фильма «Снегирь»

«Год рождения», реж. Михаил Местецкий

По сюжету трагикомической ленты Михаила Местецкого молодой человек по имени Филипп (Эльдар Калимулин) возвращается в родной Металлогорск, где решает организовать огромный рок-фестиваль «Месиво». Он хочет посвятить мероприятие андеграундному панку и своей любимой группе «Яичный свет». И все бы ничего, но в какой-то момент в его жизни появляется девушка Марина (Анастасия Талызина), и через несколько встреч выясняется, что она беременна. Главный вопрос — сможет ли Филипп совмещать роль отца и рок-н-ролльного гика, мечтающего провести грандиозный фестиваль.

Как и в своей дебютной полнометражной работе «Тряпичный союз», Михаил Местецкий в этой картине обращается к теме юношеского бунта, поставив во главу угла идею изменения мира к лучшему. «Год рождения» удивляет не только своей рокерской эстетикой и забавными (нарочито абсурдными) сюжетными поворотами, но и подводит несколько сказочные выводы.

Кадр из фильма «Год рождения»
Кадр из фильма «Год рождения»
Грустная панк-сказка о взрослении: какой получилась картина «Год рождения» Михаила Местецкого
Грустная панк-сказка о взрослении: какой получилась картина «Год рождения» Михаила Местецкого

«Кентавр», реж. Кирилл Кемниц

Триллер Кирилла Кемница рассказывает историю таксиста Саши (Юра Борисов), который предпочитает работать по ночам, ведь в это время суток людям «сложнее притворяться». Развозя самых разных людей, водитель определяет истинную сущность своих пассажиров. Он с легкостью распознает любовника и мажора, но однажды к нему подсаживается эскортница Лиза (Анастасия Талызина). Она просит Сашу повозить ее по разным делам. Вскоре мы узнаем, что у обоих предостаточно секретов.

Нуарный «Кентавр» довольно много заимствует у того же «Таксиста» и «Драйва», однако вовсе не кажется вторичным. Плавно перетекая в боевик, картина Кемница держит в напряжении до последней минуты и приятно удивляет визуальным оформлением.

Кадр из фильма «Кентавр»
Кадр из фильма «Кентавр»

«Белый список», реж. Алиса Хазанова

Подольск, 2015 год. Двух следователей Короткова (Алексей Серебряков) и Лазарева (Владимир Аверьянов) отправили в подмосковный город, чтобы расследовать смерть школьницы: якобы к самоубийству ее подтолкнули некие кураторы из «групп смерти». Полицейские во время опроса родственников и знакомых погибшей начинают сталкиваться с несостыковками и понимают, что расследование рассыпается на глазах из-за отсутствия реальных доказательств влияния «групп смерти» на самоубийства.

Авторы фильма не отрицают и не подтверждают, что «группы смерти» действительно оказывают влияние на подростков. Скорее фильм рассуждает о коллективной ответственности и препарирует банальность и вездесущность зла.

Кадр из фильма «Белый список»
Кадр из фильма «Белый список»
Серебряков против «групп смерти»: о чем фильм «Белый список»
Серебряков против «групп смерти»: о чем фильм «Белый список»

«Отпуск в октябре», реж. Роман Михайлов

Молодая актриса Света (Мария Мацель) окончила театральный институт, но на крупные роли ее не берут. Девушка снимается во второсортных сериалах и пытается пробиться в большое кино. Неожиданно Свету зовут в болливудский проект, съемки которого проходят на севере России. Приехав на площадку, девушка попадает в странную атмосферу, где актеры толком не знают сценария, не понимают, сколько еще продлятся съемки и что вообще происходит.

За последний два года режиссер (а по совместительству доктор физико-математических наук) Роман Михайлов снял пять фильмов. Каждый раз — это чистейший авторский эксперимент, снятый на частные деньги. «Отпуск в октябре» стал переплетением советских мотивов с загадочностью в стиле Дэвида Линча.

Кадр из фильма «Отпуск в октябре»
Кадр из фильма «Отпуск в октябре»

«Мальчик и птица», реж. Хаяо Миядзаки

Во время Второй мировой войны мальчик Махито теряет мать при бомбардировке Токио. Спустя время его отец находит себе новую жену (младшую сестру покойной супруги) и привозит мальчика в ее поместье. Махито не находит себе место из-за горя, к тому же его начинает донимать странная цапля: она постоянно кружит рядом, стучит в окно и как будто куда-то зовет. В один момент птица действительно начинает общаться с мальчиком и обещает отвести его к матери, которая якобы еще жива.

«Мальчик и птица» получился энциклопедией по всему творчеству Миядзаки, вобрав в себя классический визуальный стиль, рассуждения на вечные темы и даже отсылки к предыдущим работам режиссера.

Кадр из фильма «Мальчик и птица»
Кадр из фильма «Мальчик и птица»
«Мальчик и птица» — трогательное послание Миядзаки своему внуку и всем нам
«Мальчик и птица» — трогательное послание Миядзаки своему внуку и всем нам

«Барби», реж. Грета Гервиг

Классическая стереотипная Барби (Марго Робби) живет в розовом Барбиленде и не знает печали. Каждый ее день наполнен весельем: новыми нарядами, пляжным отдыхом, вечеринками с другими Барби и признаниями в любви от Кена (Райан Гослинг). Но неожиданно героиню Робби начинают посещать необычные мысли для куклы — она думает о смерти. Ко всему прочему еще ноги становятся плоскими. Все решают, что Барби заболела, и чтобы разобраться в происходящем, ей советуют отправиться в реальный мир. За ней увязывается ее вездесущий Кен.

Кино стало дико хайповым благодаря масштабной маркетинговой кампании и навязчивому «барбикору», однако сам фильм рассказывает о вечных темах: взрослении, сепарации, нахождении своего места в обществе и решении внутренних экзистенциальных проблем.

Кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Барби»
Очень розовый и очень хайповый: что известно о фильме «Барби» и как на него реагируют критики
Очень розовый и очень хайповый: что известно о фильме «Барби» и как на него реагируют критики

«Оппенгеймер», реж. Кристофер Нолан

Второй хит (после «Барби») этого года рассказывает об американском физике Роберте Оппенгеймере (Киллиан Мерфи), который возглавил Манхэттенский проект — программу по разработке атомной бомбы. Ученый стал местной знаменитостью и даже влиял на политику, но в 50-х годах его обвинили в шпионаже и предательстве из-за симпатий к коммунистам.

Трехчасовое кино получилось эпической историей о противоречивой личности практически античного персонажа, который навсегда изменил ход истории человечества.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»
Кадр из фильма «Оппенгеймер»
«Разрушитель миров» и «отец атомной бомбы»: как жил великий физик Роберт Оппенгеймер
«Разрушитель миров» и «отец атомной бомбы»: как жил великий физик Роберт Оппенгеймер

«Бери да помни», Байбулат Батуллин

Дебютный фильм Байбулата Батуллина повествует о жизни шестилетнего мальчика Ильхама (Юнус Таиров), который проводит лето в деревне с бабушкой Суфией (Роза Хайруллина) и дедушкой Расимом (Рабит Батулла) и даже не подозревает, что его родители погибли в авиакатастрофе. Пока бабушка думает, как сообщить внуку об утрате, дед решает отвлечь того татарской игрой «Бери да помни» («ядәч»). Со временем игра выходит за пределы их дома и в «ядәч» погружается вся деревня.

«Бери да помни» представляет собой невероятно доброе кино с терапевтическим эффектом, которое напоминает зрителям о важности милосердия, заботы и взаимопонимания.

Кадр из фильма «Бери да помни»
Кадр из фильма «Бери да помни»
Обаятельное и мудрое кино об утрате и любви: какой получилась картина «Бери да помни»
Обаятельное и мудрое кино об утрате и любви: какой получилась картина «Бери да помни»

«Город астероидов», реж. Уэс Андерсон

1955 год, вымышленный город Астероид-Сити. Тысячу лет назад здесь упало небесное тело. Каждый год около кратера на научные конференции собираются юные астрономы. На мероприятие приезжает фотограф Оги Стинбек (Джейсон Шварцман) с сыном и двумя дочерьми, знаменитая актриса Мидж Кэмпбелл (Скарлетт Йоханссон), военные, ковбои-музыканты и другие колоритные персонажи.

Кино иронизирует над «рекламной» Америкой 50-х годов, которая представляется в воображении современных людей как сказочное место с яркими плакатами, красивыми прическами и платьями, стильными автомобилями. Режиссер остался верен своему стилю и снова представил зрителю кукольные домики, придурковатых героев и симметричные кадры.

Кадр из фильма «Город астероидов»
Кадр из фильма «Город астероидов»
Визуальный язык, от которого мы устали: несколько причин любить (и не любить) фильмы Уэса Андерсона
Визуальный язык, от которого мы устали: несколько причин любить (и не любить) фильмы Уэса Андерсона

«Наполеон», реж. Ридли Скотт

Эпическая историческая драма рассказывает о жизни Наполеона Бонапарта (Хоакин Феникс): о его восхождении, создании Французской империи, падении из-за интриг и проигранной войны, а также об отношениях с Жозефиной (Ванесса Кирби).

Наполеон в фильме показан с разных сторон: это одновременно великий император и стратег, и нелепый и ранимый человек. Ридли Скотт совмещает в своей картине героические батальные сцены и кулуарные интриги и дрязги. На премьере картины ее хронометраж был 158 минут, сам режиссер позже обещал выпустить полную версию длиной в 270 минут.

Кадр из фильма «Наполеон»
Кадр из фильма «Наполеон»

«Чувства Анны», реж. Анна Меликян

Действие происходит в наши дни, но в альтернативном мире, где на Земле свирепствует некий вирус, а вместе с этим человечество собирается колонизировать Марс. Главная героиня — простая работница шоколадной фабрики Анна (Анна Михалкова) из Перми. Она живет обычной жизнью, пока случайно не ударяется током и не начинает слышать голоса внеземных цивилизаций. Женщина решает, что она — пророк и пытается донести общественности, как нужно жить.

Фантастический антураж кино выступает фоном для раскрытия героини, которая отчаянно мечтает любить и быть любимой, параллельно с этим переживая личностный и семейный кризис.

Кадр из фильма «Чувства Анны»
Кадр из фильма «Чувства Анны»
Горькая жизнь работницы шоколадной фабрики: о чем фильм «Чувства Анны»
Горькая жизнь работницы шоколадной фабрики: о чем фильм «Чувства Анны»

«Анатомия падения», реж. Жюстин Трие

Кино рассказывает об успешной немецкой писательнице Сандре Войтер (Сандра Хюллер), живущей во французских Альпах вместе с мужем Самюэлем (Самюэль Тейс) и ослепшим сыном Даниэлем (Мило Машадо Гранер). Самюэль погибает при загадочных обстоятельствах, подозрение сразу же падает на его жену. Сандре приходится доказывать свою невиновность и защищаться в суде.

Сюжет фильма-победитель Канн практически полностью происходит в зале суда, где обвинение и защита по очереди представляют свои доказательства и точку зрения на смерть, препарируя семейные отношения и разбирая многочисленные ссоры между супругами.

Кадр из фильма «Анатомия падения»
Кадр из фильма «Анатомия падения»
Хроника супружеской жизни: в России вышел фильм-победитель Канн «Анатомия падения»
Хроника супружеской жизни: в России вышел фильм-победитель Канн «Анатомия падения»

«Убийцы цветочной луны», реж. Мартин Скорсезе

Действие криминального вестерна разворачивается сразу после Первой мировой войны. Бывший фронтовик Эрнест Беркхарт (Леонардо Ди Каприо) приезжает в Оклахому к своему дяде Уильяму Хейлу (Роберт Де Ниро) в поисках заработка. Его родственник работает на земле индейцев племени осейдж, которые неожиданно разбогатели, когда на их территории нашли залежи нефти. Хейл советует своему племяннику жениться на одной из состоятельных девушек из племени, чтобы в дальнейшем получить наследство. Тем временем в округе все чаще происходят убийства индейцев, а полиция закрывает глаза на их смерти.

Скорсезе постарался детально воссоздать эстетику эпохи и культуры коренных жителей Америки, взяв в фокус камеры историю о жадности, коррупции и насилии, а главное, о героях, которые между добром и злом, чаще всего выбирают зло.

Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»
Кадр из фильма «Убийцы цветочной луны»

Мария Измайлова, Никита Прунков