экономика

Ослабление курса рубля и рост ВВП: что ждет российскую экономику в 2024 году

Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС
Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС

2023 год был для российской экономики непростым: с одной стороны, промышленность стремительно восстанавливалась после 2022 года, с другой — темпы инфляции снова пытались побить очередные рекорды (равно как и цены), а ключевую ставку поднимали на каждом заседании Центробанка. В этой статье мы вместе с экспертами разбираемся, какие перспективы есть у экономики в будущем году и отвечаем на главный вопрос последних недель — когда подешевеют яйца.

Вырастет ли в России в 2024 году уровень ВВП

Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович полагает, что 2024 год будет позитивным для российской экономики с точки зрения объемов ВВП.

Однако, отмечает эксперт, темпы роста будут ниже, чем в 2023 году. Текущий год был восстановительным и «отбивал» потери 2022 года. По словам Остапковича, «как показывает практика, компенсационный рост всегда бурный, но непродолжительный». Если в 2023 году темпы развития находились на уровне 3-3,5%, то в будущем году стоит ожидать увеличения ВВП на 1,5-2%, утверждает эксперт.

Снизится ли в РФ ключевая ставка и когда

Остапкович предполагает, что как минимум до президентских выборов (или даже до середины лета) курс национальной валюты будет держаться в пределах 89-95 руб. за доллар. Однако во второй половине года, скорее всего, произойдет ослабление курса рубля — по мнению эксперта, в 2024 году для этого будет гораздо больше факторов. В первую очередь, речь о ценах на российское сырье. Причем не только на нефть и газ, но и на металл, химию и пшеницу. Если цены будут высокими, курс рубля отреагирует на это позитивно, но все же более вероятен сценарий, что валюта будет ослабевать, утверждает Остапкович.

Но при этом, отмечает эксперт, в такой тенденции есть и польза для государственного бюджета: экспортеры будут продавать валютную выручку по высокому курсу, дополнительно обогащая бюджет и сокращая его дефицит. Поэтому глобально для населения падение курса рубля имеет негативные последствия, поскольку это влечет за собой рост цен. Но для государства, поясняет Остапкович, такая тенденция, напротив, позитивна, поскольку помогает сократить дефицит. При этом, заключает эксперт, обвала до уровня в 200 рублей за доллар не будет, во второй половине года курс будет колебаться на отметке 103-104 рубля.

При этом директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков не согласен с такой позицией. По его мнению, сейчас не наблюдается каких-либо фундаментальных тенденций, которые могли бы положительно повлиять на макроэкономическую ситуацию. Солодков считает, что в следующем году рост бюджетных расходов будет продолжит расти, в первую очередь, за счет военно-промышленного комплекса. Поэтому оснований на фоне этого ждать понижения ключевой ставки нет. Смысл говорить об этом есть только в контексте снижения уровня инфляции, полагает эксперт.

Как в 2024 году изменится темп инфляции

Георгий Остапкович ссылается на риторику Центробанка и, в частности, на последнее выступление главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, в котором она заявляла, что верхний предел инфляции еще не наступил и пока что ожидается только дальнейший рост, порядка 14%.

Эксперт отмечает, что многие производители уже сейчас предупреждают о возможном повышении цен. Поэтому, заключает Остапкович, первая половина года в лучшем случае пройдет с теми же темпами инфляции, что и сейчас, а в худшем — ускорится уже в первые месяцы. При этом эксперт отмечает и позитивный момент: по мнению Остапковича, ко второй половине года есть вероятность того, что инфляция замедлится.

Самый важный вопрос: когда упадет цена на яйца?

Георгий Остапкович полагает, что уже в начале года цены, скорее всего, пойдут на спад. Он добавляет, что на изначальный уровень стоимость не вернется, однако и повышения на 50% также не будет. По мнению эксперта, стоимость яиц в ближайшие месяцы выйдет на уровень максимум на 10-15% выше стоимости до резкого подорожания пару месяцев назад.

А вот Владимир Солодков не до конца разделяет позицию Остапковича: по его мнению, ждать резкого снижения пока не стоит. Он добавляет, что дефицит получится ликвидировать за счет покупки импортных яиц из Турции, однако стоимость с учетом доставки и логистики пока что вызывает больше вопросов, чем ответов.

Главные риски для экономики России в 2024 году

Георгий Остапкович в числе главных причин называет в первую очередь инфляционное давление. По его словам, именно оно «больно бьет» по населению, равно как и курс рубля. Также есть риск в реалистичности выполнения плана по бюджету — эксперт поясняет, что Россия взяла довольно высокую планку на прирост в 22% по сравнению с 2023 годом, а для этого нужен существенный рост экономики. При этом есть большая проблема с занятостью населения — сейчас на рынке не хватает людей для полноценной загрузки мощностей.

Владимир Солодков среди главных рисков выделяет геополитическую ситуацию, которую практически невозможно предсказать и которая может измениться в любой момент, что напрямую повлияет на российскую экономику.

Ключевые тренды в экономике на следующий год

По мнению Георгия Остапковича, в 2024 году будет продолжаться импорт из Китая, потому что импортозамещение — очень дорогой и долгий процесс. Одним из самых успешных мировых кейсов стала Южная Корея, но для этого ей потребовалось порядка пяти лет. Для полноценного импортозамещения нужно создавать новые заводы, рабочие места. Кроме того, нужны компетентные и образованные люди.

По словам Остапковича, в России в последние годы падает численность занятых людей в промежутке между 25-39 лет — то есть сектор с самыми производительными работниками. Поэтому, заключает эксперт, ориентация на Китай пока что будет однозначно сохраняться.

С ним согласен и Василий Солодков. По его словам, ни экономического, ни технологического суверенитета не существует, поэтому говорить о полном импортозамещении в России нельзя. Он поясняет, что у каждой страны есть свои конкурентные преимущества, которые она должна развивать, но есть и слабые стороны у каждой страны и каждого региона.

Можно в Мурманске выращивать бананы? Наверное, можно, но посчитайте, сколько это будет стоить.

Василий Солодков, директор Банковского института НИУ ВШЭ

Как в РФ изменится рынок труда и технологии

Директор Центра научно-технологического прогнозирования ВШЭ Александр Чулок полагает, что будущий год с точки зрения инноваций и науки будет позитивным. Многие компании и корпорации, по его наблюдениям, уже сейчас понимают, что в текущих условиях им «не выжить на рынке без активного развития в этих направлениях». И в первую очередь, поясняет эксперт, это связано с уходом многих западных компаний, на которые они рассчитывали.

Как в свое время отметил президент, мы брали технологии как в супермаркете. Вот сейчас этот супермаркет закрылся, скидки закончились, а работать надо.

Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ВШЭ

Многие компании уже сейчас усиливают сотрудничество с вузами и научными центрами. По итогу недавнего опроса, как отмечает Александр Чулок, большинство компаний в ближайшие пять лет видят главным риском потерю темпов инновационного развития и утрату научной повестки.

Он добавляет, что даже президент объявил о необходимости движения в сторону технологического суверенитета, поэтому уже сейчас под этот запрос начали собираться новые коллективы, формироваться новые связи. Кроме того, по наблюдениям эксперта, многие компании движутся в сторону формирования собственных корпоративных систем стратегического планирования и прогнозирования.

Долгие годы в России слово «планирование» носило буквально ругательный характер, как в Советском союзе. Сейчас же наша страна наконец-то переходит к движению в сторону того, что планирование и прогнозирование должно быть нормальным, повсеместным и рутинным занятием.

Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ВШЭ

Один из трендов на будущий год, по словам эксперта, — это человекоцентричность. Причем проблема эта многосоставная, на нее влияют и демографические вопросы, и отсутствие должной квалификации у потенциальных сотрудников. Чулок полагает, что в 2024 году человек по праву встанет в центр экономики и культурных изменений.

В пример он приводит Китай, который подписал план развития до 2050 года. Согласно этому документу, страна будет вкладываться в людей и развивать сразу по пяти направлениям: инновации, зеленое развитие, экономика, культура и знания. Эксперт замечает, что, хотя эти сферы на первый взгляд очень разные, китайцы четко понимают, что они все важны и должны быть в балансе.

Россия, поясняет Чулок, привыкла прорываться по одному направлению, а Китай пошел по сценарию, где для роста и развития страны нужно найти баланс как минимум между пятью этими направлениями. Поэтому для России следующий год должен стать годом осознания необходимости поиска этого баланса по примеру Китая.

Анастасия Мельник