Обострение в Корее, кошмар в ЕС и возрождение БРИКС: как начался 2024 год
Начало 2024 года вышло насыщенным на политические события. Только за первую неделю января на Корейском полуострове началось серьезное обострение, Германия и Евросоюз внезапно вошли в период острой политической турбулентности, а БРИКС получила второе дыхание. Рассказываем о главных внешнеполитических событиях первой недели нового года, которые могут определить весь политический 2024-й.
Обострение на Корейском полуострове
5-6 января военные КНДР выпустили в общей сложности 260 снарядов в сторону Южной Кореи. Боеприпасы разорвались в буферной зоне возле острова Ёнпхёндо, недалеко от фактической морской границы между двумя странами. В ответ Сеул провел собственные военные учения, южнокорейцы выпустили в сторону буферной зоны около 400 снарядов.
Раньше на Корейском полуострове уже происходили подобные обострения, но в этот раз все выглядит особенно тревожно. После неожиданного нападения ХАМАС на Израиль в мире начали опасаться столь же неожиданной эскалации между КНДР и Южной Корее.
К тому же незадолго до обстрелов Ким Чен Ын заявил о фундаментальном пересмотре политики в отношении Южной Кореи. 31 декабря лидер КНДР признал невозможность мирного воссоединения Корейского полуострова и назвал южного соседа враждебным государством. Незадолго до этого он приказал армии «ускорить подготовку к войне», ссылаясь на провокации США.
Сейчас в Пхеньяне обсуждают ликвидацию органов, отвечающих за связи с Сеулом. А в Южной Корее констатировали, что буферной зоны, которая с 2018 года помогала предотвращать военные инциденты на полуострове, больше не существует. До этого КНДР и Южная Корея разорвали и другие соглашения о ненападении. Поэтому дорога к вооруженному конфликту между ними, кажется, открыта.
Дойдет ли дело до реального военного столкновения, пока неясно. Ясно одно: напряженность на Корейском полуострове будет нарастать и дальше. И это будет раздражать США и их союзников, заставляя их отвлекаться от других конфликтов. В том числе и украинского.
Олаф Шольц на волоске
Тем временем в Германии бурлят волнения среди фермеров. Причина — планы правительства Олафа Шольца отменить субсидии на дизельное топливо, вернуть транспортный налог на сельхозтехнику и повысить углеродный налог.
Власти Германии приступили к жесткой экономии из-за бюджетного кризиса. В ноябре конституционный суд Германии объявил, что правительство незаконно потратило 60 млрд евро заемных средств из ковидного фонда на переход к зеленой энергетике. После этого в бюджете ФРГ на 2023 и 2024 гг. образовалась многомиллиардная дыра, с которой теперь приходится бороться.
Манипуляции с субсидиями и налогами должны были пополнить бюджет почти на 1 млрд евро. Но они спровоцировали недовольство аграриев — с 8 января они начали перекрывать дороги в рамках общенациональной забастовки. Попытки правительства пойти им навстречу и откупиться переходным периодом не сбавили накала страстей. И это большой вызов для Шольца.
Впрочем, проблемы канцлера не ограничиваются фермерами. «Светофорная» коалиция из СДПГ, «Зеленых» и «Свободной демократической партии» (СвДП) страдает от внутренних разногласий, из-за чего не справляется с экономическим кризисом в стране. На фоне этого общий рейтинг входящих в нее партий упал до 33%. Персональный рейтинг Шольца вовсе обрушился до 14%, что делает его самым непопулярным канцлером в истории ФРГ. Одновременно с ростом недовольства резко усилились позиции ультраправой «Альтернативы для Германии». Она, кстати, пытается извлечь выгоду из недовольства фермеров, присоединившись к их требованиям.
Провалы по всем фронтам, разочарование в народе и взлет ультраправых не на шутку пугают немецкий истеблишмент. Многие считают, что если Шольц не уйдет в отставку, политическая и экономическая ситуация в Германии продолжит усугубляться. Оппозиция требует досрочных выборов, да и однопартийцы Шольца из СДПГ не прочь заменить его на более популярного главу немецкого Минобороны Бориса Писториуса.
Сам Шольц пока не собирается уходить в отставку и цепляется за любую соломинку, которая может вытянуть его со дна. Сейчас канцлер пытается оседлать тему Украины, представляя себя главным сторонником помощи Киеву на фоне проблем в США и ЕС. Впрочем, это рискует лишь ухудшить ситуацию. Украина — один из главных раздражителей для немецких и европейских избирателей. А если Шольц все-таки уйдет в отставку, это станет мощным ударом по позициям центристских и проукраинских сил в Европе.
«Кошмарный сценарий» для ЕС
Неспокойно и в самом Евросоюзе. 6 января глава Евросовета Шарль Мишель объявил, что досрочно покидает свой пост и больше не будет переизбираться на него. Вместо этого чиновник решил баллотироваться в Европарламент от бельгийской либеральной партии «Реформаторское движение». Выборы состоятся летом — если Мишель победит на них, он автоматически уйдет в отставку с поста в Евросовете.
О причинах неожиданного решения Мишеля остается только гадать. По одной из версий, он хочет помочь своей партии переломить тренд на падение популярности в Бельгии. По другой, избрание в Европарламент не что иное как попытка обеспечить себе политическое будущее после истечения срока полномочий в Евросовете. Бытует и такое мнение: Мишель стремится как можно быстрее покинуть руководящую должность в ЕС, чтобы избежать ответственности за кризис в объединении.
Как бы то ни было, глава Евросовета уходит в самое неподходящее время. ЕС сотрясают экономическая рецессия, взлет ультраправых настроений и жесткий конфликт между евробюрократами и Венгрией. А теперь перед Брюсселем встает еще одна сложнейшая задача — ему надо найти замену Мишелю до саммита ЕС в июне. Если этого не получится сделать, пост главы Евросовета автоматически перейдет венгерскому премьеру Виктору Орбану. Его страна станет председателем ЕС с 1 июля.
Выдвижение Орбана — известного евроскептика и противника Украины — на первые позиции в ЕС описывают как «кошмарный сценарий» для Брюсселя. Сам Мишель, отвечая на замечания критиков его неожиданного ухода, настаивает, что у Брюсселя есть все инструменты для недопущения «орбанизации» ЕС.
Но в следующие полгода евробюрократам все равно придется сосредоточиться на поиске компромиссной фигуры. В условиях Евросоюза, где каждый из 27 членов обладает правом вето, это выглядит очень тяжелой задачей. Поэтому на время остальные проблемы, вроде судьбы украинских бюджетов, уйдут на второй план.
Расширение БРИКС
Между тем БРИКС официально увеличилась вдвое. С января 2024 года к Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР еще пять государств — Саудовская Аравия, Иран, Египет, ОАЭ и Эфиопия. В число новичков должна была войти и Аргентина. Однако новый президент страны Хавьер Милей в последний момент отказался от приглашения.
Расширение БРИКС значительно усиливает потенциал организации. Появление в ней богатых стран Персидского залива увеличит капитал Нового банка развития — дополнительные деньги могут помочь в реализации новых инфраструктурных проектов и ускорить дедолларизацию национальных экономик. Саудовская Аравия и ОАЭ также дадут БРИКС возможность напрямую влиять на дела главной нефтеносной артерии мира, от которой зависит Запад. Агентство Bloomberg считает, что расширение способно снизить санкционное давление на Россию и Иран.
Впрочем, к будущему объединения есть и вопросы. БРИКС и раньше включала страны с противоположными интересами. А теперь к ней присоединились новые члены с ворохом собственных проблем. Например, у Саудовской Аравии сложные отношения с ОАЭ и Ираном. В последнее время к этому прибавился и конфликт за Эфиопией из-за убийств эфиопских мигрантов на границе королевства.
Кроме того, все новички в той или иной степени ориентированы на Китай. Укрепление позиций КНР не устраивает Индию — члена БРИКС и по совместительству главного противника Поднебесной в Южной Азии. Это дает организации еще одну потенциальную причину для раскола. И только 2024 год покажет, сумеет ли БРИКС его избежать и стать ведущей силой на мировой арене.