власть

Ни войны, ни мира: чем закончились выборы на Тайване

Результаты голосования могут устроить и США, и Китай. Но ситуация вокруг острова по-прежнему остается неопределенной
Louise Delmotte/AP/TASS
Louise Delmotte/AP/TASS

13 января на Тайване состоялись важные президентские и парламентские выборы. Всю избирательную гонку вокруг острова нагнеталось напряжение. Тайваньские политические силы спорили из-за курса в отношении Китая. Пекин и сам подливал масла в огонь: угрожал тайваньцам войной, если те проголосуют за «возмутителей спокойствия». Разбираемся, чем закончились выборы, что стояло на кону в голосовании и могут ли его итоги приблизить войну в регионе.

Чем закончилось голосование?

В президентской гонке на Тайване победил кандидат от правящей Демократической прогрессивной партии (ДПП) Лай Циндэ. Он занимал пост вице-президента в правительстве уходящего главы государства Цай Инвэнь. Лай Циндэ набрал 40% голосов — это самый низкий показатель победителя президентской гонки с 2000 года.

Второе и третье места заняли прокитайские политики: представитель партии Гоминьдан Хоу Юи (33,5%) и кандидат от Тайваньской народной партии Кэ Вэньчжэ (26,5%).

Парламентские выборы закончились патовой ситуацией. ДПП потеряла большинство в законодательном Юане: получила 51 из 113 мест, что ниже показателя 2020 года на 10 мандатов. В то же время Гоминьдан (52 места) и ТНП (8 мест) по-отдельности тоже не смогли взять парламент под контроль.

Если оппозиция хочет сформировать большинство, ей нужно сколотить коалицию. Такой сценарий вполне вероятен: Гоминьдан и ТНП занимают схожие идеологические позиции и уже пытались выставить единого кандидата на президентские выборы. Осенью переговоры провалились, что привело к победе Лай Циндэ. Результат парламентских выборов дает им шанс компенсировать поражение.

Синофобы против синофилов

Тайваньские выборы проходили в очень нервной обстановке. На них как никогда остро стоял вопрос статуса острова и будущего его отношений с Китаем.

Лай Циндэ известен крайне негативным отношением к КНР. В прошлом он выступал за формальное провозглашение независимости острова и отмену консенсуса 1992 года, по которому до сих пор развивались отношения с материковым Китаем. На выборах он сбавил накал страстей, пообещав сохранить статус-кво в положении Тайваня. Делать это он хочет посредством укрепления отношений с США и усиления армии для противодействия КНР.

Хоу Юи и Кэ Вэньчжэ, напротив, считали, что Тайваню не следует и дальше накалять отношения с Китаем. Они предлагали пойти на диалог с Пекином ради сохранения стабильности в Тайваньском проливе. Переговоров о воссоединении с КНР оппозиция обещала не вести, но все равно представляла голосование как выбор «между войной и миром».

КНР тоже накаляла обстановку, как могла. Китайские чиновники делали ставку на Гоминьдан и ТНП: настойчиво убеждали тайваньцев проголосовать «правильно», угрожая войной. Пекин также увеличил интенсивность вылетов военной авиации вблизи Тайваня, как бы намекая на серьезность своих намерений. Пекину также приписывали распространение дезинформации о дефиците яиц на острове, слежке за избирателями, планов США по созданию там биологического оружия и т.д.

После выборов международная ситуация тоже не успокоилась. На новые протесты Пекин спровоцировали западные лидеры, которые поздравили Лай Циндэ с победой.

14 января на остров прибыла неофициальная делегация США, куда вошли экс-советник по нацбезопасности Джорджа Буша-младшего Стивен Хэдли и бывший замгоссекретаря Джеймс Штейнберг, занимавший пост при Бараке Обаме. Китай выступил против любых форм контактов между Тайванем и США и обвинил Штаты в нарушении обязательств по этому вопросу.

Неопределенность в проливе

Несмотря на публичный накал страстей, кажется, что исход выборов на Тайване устроил всех игроков. ДПП удержала бразды правления на острове — это, несомненно, победа США и их союзников.

В то же время прокитайские Гоминьдан и ТНП получают необходимые рычаги давления на правительство, чтобы сдерживать чересчур резкие движения «возмутителя спокойствия» Лай Циндэ. Да и 60% голосов, которые в сумме получили Хоу Юи и Кэ Вэньчжэ, показывают, что большинство тайваньцев против эскалации. Сложившийся на Тайване политический баланс сил дает Китаю гарантии, что в ближайшее время Тайбэй не пойдет на формальную независимость. Это не может не радовать Пекин.

С другой стороны, ситуация в Тайваньском проливе остается в подвешенном состоянии. Пока ДПП остается у руля, ни о каком потеплении между Пекином и Тайбэем не может идти и речи. При Лай Циндэ Тайвань продолжит дрейфовать в сторону США. Американцы, вероятно, нарастят поставки оружия на остров. Отсутствие дипломатических перспектив вкупе с военными рисками могут дать Китаю мотивацию решить вопрос Тайваня военным путем.

Западные и китайские комментаторы расходятся в вопросе перспектив вооруженного конфликта вокруг Тайваня. Эксперт Германского фонда Маршалла США Бонни Глазер не считает, что Китай пойдет на масштабную эскалацию из-за победы Лай Циндэ.

«Думаю, китайцы воздержатся от серьезных шагов — возможно, отправят истребитель в воздушное пространство Тайваня, — потому что им нужно иметь что-то, к чему они могли бы прибегнуть потом, и потому что они не хотят нарушать хрупкую стабильность в американо-китайских отношениях», — сказала она газете The Washington Post.

В КНР тоже не говорят о немедленном военном ответе. Вместе с тем китайские эксперты не исключают такого варианта в будущем — особенно того, что китайско-тайваньские отношения продолжат стабильно ухудшаться. Бывший замглавы канцелярии по делам Тайваня в КНР Ван Цзайси подчеркивает, что Китай не заинтересован в дестабилизации региона, но тайваньский вопрос будет все больше влиять на его национальную безопасность.

«В долгосрочной перспективе у нас обычно имеются приготовления для того, чтобы сдержать и уничтожить попытку сецессионистов провозгласить "независимость Тайваня", но неопределенность все еще существует, поэтому мы должны быть готовы к предотвращению этого риска», — заявил чиновник.

В каком направлении будет развиваться ситуация вокруг Тайваня, станет известно уже скоро. В мае состоится инаугурация Лай Циндэ, которую может посетить делегация американских конгрессменов. В 2022 году подобный визит привел к резкой эскалации напряженности вокруг острова. Реакция Пекина на приезд американцев в этот раз покажет, действительно ли Китай готов повышать ставки или миру можно пока выдохнуть.

Виталий Рюмшин