У.С. Хартсхорн/Wikimedia Commons
У.С. Хартсхорн/Wikimedia Commons
культура

Каркнул Ворон: «Эдгар По»! Как писал мастер ужасов?

Автор сплетал в своих работах тонкий психологизм и играл на воображении читателя

19 января исполняется 215 лет со дня рождения американского писателя и родоначальника ужасов Эдгара Аллана По. Его стихи и рассказы стали культовыми и превратились в образчик страшной литературы, а образы из них вдохновляли многих авторов и не раз цитировались в культуре. В юбилей Эдгара Аллана По мы разберем, что писатель привнес в литературу и на кого повлиял.

Жизнь Эдгара Аллана По

Будущий писатель родился 19 января 1809 года в американском Бостоне. Спустя год после рождения сына отец оставил семью, а вскоре умерла и мать. Маленького Эдгара на воспитание забрала обеспеченная бездетная семья Алланов из Ричмонда.

В школе По с интересом изучал античную литературу и историю, математику, латынь, греческий и французский языки. В 1826 году он поступил в дорогой Виргинский университет, где выбрал два курса для обучения: классическую филологию и современные языки. Однако учебу пришлось бросить из-за карточных долгов Эдгара, которые отец отказался оплачивать. Это стало началом разлада в семье: будущего писателя лишили средств к существованию.

В 1827 году будущий писатель пытался придумать, чем ему заниматься дальше, и пошел в армию, а позже поступил в военную академию (в этом же году вышел его первый сборник «Тамерлан и другие стихотворения»). Однако тяготы службы ему пришлись не по вкусу, к тому же Эдгар решил плотно заняться литературой (у него уже вышло несколько книг, однако успеха они не сыскали). Переехав к тетке в Балтимор, Эдгар начал писал рассказы, стихи, критические статьи и подрабатывать редактором.

В 1833 году у писателя вышел рассказ «Рукопись, найденная в бутылке». Публикация стала началом большой литературной деятельности Эдгара По. В 1835-м он возглавил журнал «Южный литературный вестник», начал прилично зарабатывать и завел семью, женившись на своей 14-летней кузине Вирджинии. Однако спустя 11 лет она умерла от чахотки. Писатель до конца жизни так и не смог перенести потерю: он впал в депрессию, много пил и пытался покончить с собой.

В 1845 году была напечатана поэма «Ворон», практически сразу же по публикации Эдгар стал национальной знаменитостью — стихотворение понравилось читателям и критикам и превратилось в культурный феномен.

Писатель умер в 7 октября 1849 года в больнице города Балтимор. Его госпитализировали в состоянии помешательства: Эдгар не помнил, кто он и откуда, страдал от судорог, галлюцинаций и ночных кошмаров. Последними словами писателя стала фраза: Господи, прими мою бедную душу...»

Как Эдгар По повлиял на литературу

Писатель не только объединил в своих работах поэтическую гармонию, психологические приемы, мистику и жуткие сюжеты, но и принес новое в литературу и повлиял на ее развитие.

Психологический детектив. Конечно, нельзя сказать, что По придумал это жанр. Скорее, он его сформировал. Писатель использовал не только интригующие сюжеты и завязки, но и использовал психологизм, наделяя своих персонажей безумием, паранойей и различными страхами. Тем самым он нагнетал атмосферу и добавлял неустойчивости в привычную реальность героев.

Жанр ужасов. Опираясь на эстетику готики, Эдгар По создавал таинственные, мрачные и пугающие образы. Он практически вывел правила хоррора на примере «Падения дома Ашеров»: рассказчик пересказывает общий контекст и размышляет о предчувствии беды, после повествование переходит к главному герою, который испытывает сильный страх, а в конце общая атмосфера ужаса снова передается через рассказчика, выступающего непредвзятым сторонним наблюдателем. Все это сильнее вовлекает читателя в историю, заставляя в нее поверить.

Влияние на символизм и модернизм. Эдгар По использовал огромное количество метафор, аллегорий, символов и других языковых средств, добавляя ритм и музыкальность в свои произведения. Так, ворон в одноименном стихотворении стал олицетворением печали и смерти, а обезьяна в «Убийстве на улице Морг» — безумия. Писатель на примере своих книг показал, что символизм помогает создавать многогранные образы. Этим воспользуются символисты в XX веке.

Какие авторы вдохновлялись Эдгаром По

Произведения писателя повлияли на культуру всего мира. Отсылки к его образам можно встретить в большом количестве книг и фильмов. Но большее влияние он, конечно же, оказал на писателей ужасов и фантастики.

Говард Филлипс Лавкрафт. Американский писатель считал Эдгара По своим учителем. Вдохновившись мастером еще в детстве, Лавкрафт написал образчик ужасов и мистики — сборник «Хребты безумия» — и придумал миф о Ктулху, который вобрал в себя все самое ужасное и неизведанное.

Герберт Уэллс. Английский автор вдохновился психологическим подходом По к детективам и создал «Человека-невидимку». Роман сочетал в себе как фантастику, так и серьезный разбор человеческих взаимоотношений и поиска места в обществе.

Рэй Брэдбери. Еще один американский писатель не раз признавался в своей любви к Эдгару По и использовал в своих работах не только фантастические сюжеты, но и тонкий психологизм. Брэдбери даже написал книгу «Эшер II» с использованием отсылок к рассказам старшего коллеги, тем самым отдав ему дань уважения.

Стивен Кинг. Главный современный писатель в жанре ужасов ставил Эдгара По на первое место среди любимых авторов. Кинг вдохновился его работами и перенял манеру создания чувства страха и напряженности, а также способность оставлять определенные элементы истории открытыми, позволяя читателям заполнять пробелы своими собственными страхами и воображением.

Энн Райс. Конечно, Эдгар По не писал книг про вампиров, но все равно плотно ассоциировался у читателя с готическими романами. Американская писательница взяла за основу эстетику мрачных миров По и перенесла ее в свой роман «Интервью с вампиром».

Мария Самарина