«Бойся Бога, может прилететь»: священник, раввин и имам о смерти, шутках над религией и сексе
В январе отмечают Всемирный день религии. «Постньюс» поговорил с представителями православия, ислама и иудаизма о вере, смысле жизни и страхе смерти. Также разобрались, может ли верующий человек быть богатым, стоит ли шутить на религиозные темы и действительно ли секс — это «Божий дар».
Кто такой верующий человек?
Вера присуща каждому человеку. Но православный верующий придерживается вполне определенных догматов, описанных в тексте «Символ Веры».
Настоящий верующий рождается на стыке правильной веры и правильной жизни, в момент, когда Бог призывает человека и он откликается на этот призыв. Важно понимать, что призыв Бога и ответ человека — это не момент, а процесс длиною в бесконечную жизнь.
Поистине верующий человек тот, кто верит во все основы совершенно искренне. И сила веры позволяет ему оставаться в рамках религии, никуда не уходить и не грешить.
Я уверен, что любой человек на земле верующий. Даже атеист, который не верит в Бога, верит в то, что его нет, или в какую-то другую природу вещей: в теорию эволюции или Большого взрыва. Верит в любом случае.
В контексте вопроса религии правильно употреблять слово «доверие». Доверить свою жизнь Богу, как бы это ни звучало громогласно и пафосно, — в этом суть веры.
Может ли верующий человек быть богатым?
Нет никаких препятствий тому, чтобы человек богател. Главное, чтобы он прилагал для этого усилия и чтобы эти усилия были в рамках разрешенного религией. Капитал должен быть накоплен абсолютно честным способом: без воровства, без взяток, без обмана. Человек, который богатеет, должен понимать, что богатство несет не только некий комфорт. Богатство — это испытание.
Богатые мусульмане всегда инвестируют в благотворительность. Одной из основ ислама является выплата закята — налога в пользу бедных, который составляет 2,5% от капитала человека. Естественно, когда нет мусульманского управления, все это остается на совести у человека. Но невыплата закята — это очень большой грех.
Есть такая фраза: «Нет муки — нет Торы». На голодный желудок невозможно духовно развиваться. В иудаизме нет аскетизма, когда ты должен себе потуже завязать поясок.
При этом у евреев есть такое понятие, как цдака — благотворительность, дословно переводится как «справедливость». Богатый человек понимает, что достаток — это инструмент для благих дел и для того, чтобы делать мир лучше. Человек делает пожертвование и возобновляет баланс.
Верующий человек может быть и богатым, и бедным. Но спасение зависит от правильного состояния души, которое богатому человеку сложнее сохранить из-за соблазнов, связанных с богатством. Так, Господь говорит, что трудно богатому человеку войти в Царствие небесное. А с другой стороны, у нас есть большое количество людей, которые были богатыми и в Царство небесное вошли. Например императоры, прославленные в лике святых.
Можно ли шутить над религией или на религиозные темы?
Меня лично не могут оскорбить безвкусные шутки на тему религии, потому что они не относятся к тому Богу или к тем устоям, в которые я верю. Истинного верующего невозможно оскорбить. Да и мы сами мочим шутки и днем и ночью!
Всевышний явился предводителям всех религиозных конфессий и сказал, что мир погряз в грехе и договор с Ноем о том, что не будет Всемирного потопа, больше нелегитимен.
Батюшка идет в свой приход и говорит: «Окаянные, покайтесь ибо во грехе мы живем. Нужно одуматься, молиться, ставить свечи».
Имам идет на службу в мечеть и говорит: «Неверные заполонили этот мир! Мы плохо распространяем идею пророка Мухаммеда о вере в Аллаха, мы должны усилиться, чтобы все неверные обратились к истине, чтобы Аллах смиловался к нам».
Раввин идет в синагогу: «Евреи, у меня к вам новость: Всевышний пошлет Всемирный потоп. У нас есть две недели, чтобы научиться дышать под водой».
Это зависит от отношения человека к Богу. Если ты к Богу относишься по-серьезному, если он для тебя представляет большую ценность, если ты его любишь, если ты относишься к нему уважительно, то ты будешь избегать таких форм разговора на эту тему.
Над религией шутить нельзя. Насмешка в принципе указывает на некое проявление неверия. Когда человек жестко шутит над религией, не разделяя грань, он рискует из нее выйти. Потому что религия не подлежит надруганию и осмеянию.
В основном анекдоты о религии касаются жадности священнослужителей, высмеивают что-то порочное. Ислам не очень хорошо коррелирует со всеми этими делами и позиционирует себя как учение далекое от порока, поэтому мы стараемся все эти вещи не распространять.
Как вы относитесь к блогам на религиозную тематику и вирусным роликам в соцсетях?
Продвижение безусловно имеет смысл, но я отношусь к нему с настороженностью по одной простой причине: о вере нужно говорить корректно. То есть популяризацией должны заниматься люди по-настоящему воцерковленные, богословски образованные, ответственные. В противном случае от высказываний может быть только вред.
Еще принципиально важно, чтобы у человека был личный опыт общения с Богом. Тогда его слова будут живыми, наполненными верным смыслом и контекстом. Для понимания вопросов религии только прочитанных книг будет недостаточно.
Если человек рассказывает о религии, он должен иметь определенную подготовку, ввести себя в религию, набраться знаний. Если есть современный тренд, почему мусульмане должны оставаться в стороне? Все меняется, в том числе и способы получения информации.
Это шикарно. Если что-то создано Всевышним, это надо использовать. И сказать, что это все от беса, сжечь эти все «айфоны» с «тиктоками» — не наш подход. Нужно зайти в эти «айфоны», во все эти «тиктоки» и добавить света.
Папа римский назвал секс Божьим даром. Что вы думаете об этом?
Интим может быть неким подарком для супругов, которые могут использовать его для гармонизации отношений и для получения определенной пользы, эмоциональной разрядки. Мусульмане также считают, что интим является своеобразным проявлением покорности Господу, неким поклонением и актом исполнения воли Бога.
В религиозном еврейском сексе в постели присутствуют трое: муж, жена и Бог. Это очень важная часть жизни. Это не просто физический контакт, это духовная связь между мужчиной и женщиной. В иудаизме уделяется большое внимание не соитию, а соединению двух душ.
Если под сексом понимать возможность для размножения человеческого, то да, нас так устроил Бог. Если под ним понимать способ получения удовольствия, то это Божьим даром не является. Это нарушение предназначения человека.
Например, у всех есть потребность к еде, мы не можем не есть. Но очень легко еду превратить в такое действие, которое разрушает человека. Есть понятие смертного греха: чревоугодие является одним из них, потому что выходит за рамки нормального использования этой потребности. С сексом то же самое.
Как быть счастливым?
Во-первых, следует быть благодарным. В иудаизме молитва — это про поблагодарить, а не попросить. Во-вторых, нужно ценить то, что ты имеешь. Не забывать о самых простых вещах: видеть, слышать, дышать, ходить — что, к сожалению, не всем дано.
Нужно жить настоящим, а не будущим. Если у тебя нет 16-го «айфона» и ты по этому поводу очень расстраиваешься — это путь вникуда. Также следует воспитывать в себе здоровую самооценку. Нельзя быть как горделивым человеком, так и с заниженной самооценкой.
Нужно принимать свои недостатки и понимать, что все мы не без греха. Никто нас в праведники не записывает, да и не надо. А также не забывать, что счастье кроется в мелочах, но эти мелочи надо уметь замечать.
Человек счастлив тогда, когда он живет в полную меру своих сил. Когда он по максимуму реализует все лучшее, что в нем есть. Когда он стремится вырасти в ту меру совершенства, которая ему дана. Но кто, кроме Бога, сотворившего нас, лучше знает, к какой высоте мы призваны подняться?
Поэтому, чтобы стать счастливым, нужно жить в соответствии с замыслом Божиим, с Его заповедями. И учиться любить по-настоящему и людей, и Бога.
В исламе есть понятие «сладость веры». Это некая норма самовоспитания: человек принимает и терпит сложные моменты и благодарит Всевышнего в моменты радужные и приятные. Это все помогает человеку быть счастливым в этой жизни.
В чем смысл жизни?
Смысл жизни в том, чтобы вырасти и жить в максимально возможной для человека полноте бытия. Она достигается тогда, когда мы входим в полноту Божественной Жизни, Творчества, Любви. Это дано нам — войти в Божественную Жизнь и быть всегда с Ним.
Смысл жизни каждый человек понимает по-разному. Но самая высшая точка веры человека — это когда он делает все свои дела для того, чтобы Всевышний был им доволен. То есть это некое пожертвование собой, своей жизнью ради довольства Всевышнего Аллаха.
Для того, чтобы ответить на вопрос о смысле жизни, нужно ответить на другой вопрос: зачем Бог создал этот мир? Бог сделал нас по образу и подобию своему, чтобы мы были сотворцами этого мира, чтобы мы раскрывали искру божественности, свой потенциал, талант, делали хорошие, добрые вещи, использовали дарованную нам жизнь, чтобы делать мир лучше. Вот тут и появляется смысл жизни, и ты понимаешь, почему ты здесь находишься.
Как не бояться смерти?
Мусульмане не боятся смерти. Мусульманин живет как обычный человек, не думает постоянно о смерти. А если и думает, то в ключе: «что я подготовил для будущей жизни?» А подготовить для нее можно добрые дела.
Мы все умрем. Зачем бояться смерти? В чем смысл? Жить в страхе чего? Не надо бояться никого, кроме Бога. Нечего бояться, если делаешь какие-то хорошие вещи. А если ты собрался совершать что-то не очень добродетельное, бойся Бога. Может прилететь.
Люди боятся смерти. Как правило, отношение к смерти напрямую зависит от религиозных взглядов человека. Если человек атеист, то для него со смертью кончается все. Умер человек, закопали в землю, и на могиле вырос лопух — все закончилось.
Христианин же понимает, что человек призван для вечного соучастия в жизни Бога. И смерти как прекращения существования нет. Смерть тела не есть смерть человека, потому что душа — вещь неуничтожимая, бессмертная.
Пугать может только переход в другой мир. Христианство говорит, что после смерти человека наступает Страшный суд и Бог будет судить всех людей по их делам. И этот момент действительно страшный, потому что никаких гарантий, что ты попадешь в рай, нет. Чтобы преодолеть этот страх, надо стремиться жить чисто, сопротивляясь греху и исполняя заповеди. И еще — верить в любовь и милосердие Божие и стремиться к Нему.
Для подготовки этого текста журналист «Постньюс» три раза ходила в мечеть и обошла три православных храма, познакомилась с шестью уборщицами (две из которых не видели различий между понятием «инфоповод» и певицей Инстасамкой) и одним вымирающим видом священнослужителей (дьячком). Побывала на Крещенской службе и уроке о происхождении четок. Поужинала в ресторане на последнем этаже синагоги.
Также было зарегистрировано одно падение со скользких ступеней храма в Северном Чертанове. Текст готовился пять дней и ночей. И на шестой день...